Разотождествление. Как разотождествиться со всем, что нам мешает.

 

 

Путь к практике разотождествления у меня начинался  с одного интересного профессионального эпизода.

В последние годы существования СССР на излете перестройки, когда еще существовали обкомы меня пригласили провести занятие с партийными работниками. Тема была посвящена личности и ее тайнам.

Я предложил участникам взять листок бумаги и поставить в столбик  цифр от одного до двадцати.

После этого я попросил написать над верхней цифрой словосочетание «Кто я?».

Нужно было спонтанно, стараясь не задумываться ответить на этот вопрос и написать все свои мысли и представления, все характеристики самих себя.

Результаты этого задания потрясли меня.

Мужчины писали в столбик следующие самохарактеристики: я член партии, я член профсоюза, я ударник социалистического труда, я руководитель подразделения, я член партбюро и далее по номенклатурному списку.

Женщины писали свои официальные пункты- я работница такого отдела, я член партии, член профсоюза, я жена, я мать, я дочь.

Люди отождествляли характеристики своего я исключительно с анкетными данными и совершенно не думали о практике разотождествления.

У них даже не возникло желания отождествить себя с какими –либо неформальными образами.

А что о себе напишите вы?

Удасться ли вам выделить какую-то неформальную характеристику самого себя?

Рекомендую сделать это прямо сейчас, тогда можно будет понять, каковы ваши взаимоотношения с собой.

Если вернуться к занятию с партийными боссами, то  результаты, полученные мной  свидетельствовали о том, что люди настолько отождествлены со своими социальными и профессиональными функциями, что считают собой свои партийные оболочки.

Многие люди далеки от идеологии, но настолько привязаны к своим оболочкам, что  искренне считают – я это член профсоюза и начальник участка.

У человека духовно богатого и внутренне свободного нет такого отождествления с оболочками, он проделал практику разотождествления раньше..

Когда я проводил  аналогичные занятия с группой художников, то там  были совсем другие  ответы: я – творец, я -  мастер, я- талант, я – волшебник красок.

В зависимости от задачи, стоящей перед человеком можно либо разотождествляться с вредными или тормозящими развитие  человека оболочками или наоборот отождествляться с сильными и  позитивно окрашенными оболочками.

Йоги, ( я сам участвовал в подобной практике во время своих путешествий по индийским ашрамам) стремящиеся выделить я в чистом виде предлагают своим адептам мощную практику разотождествления с оболочками.

Ученику предлагается медитировать над последовательным  разотождествлением и отделением своего я от прилипших к нему оболочек.

Например, человек сильно привязан к ощущению своего я и чисто физиологическим потребностями.

Йоги предлагают человеку сказать себя: я нередко ощущаю себя телом, но я не тело, а еще что-то иное.

Давай  я скажу себе это, настроюсь на чувство  отдельности своего я и зафиксирую это ощущение, сказав себе: я не есть тело!

Отделив свое я от тела, йоги предлагают сделать следующий шаг и попробовать отделиться от эмоций и желаний.

Они рекомендуют пронаблюдать за своей эмоциональной сферой, с которой мы отождествляемся и называем свое эмоциональное состояние «я»,   и   отделиться от этого состояния.

Нужно так же зафиксировать свою отдельность словесно и сказать себе несколько раз: я не есть эмоции!

 Следующий шаг в разотождествлении – отделение от своей ментальной оболочки.

Пронаблюдав за сферой ума и мысли и увидев как мы порой отождествляемся с этой сферой, йоги предлагают мысленно оторваться от этой оболочки и зафиксировать свое автономное от нее бытие, мысленно повторив про себя: я не есть ум и мысли!

После того, как мы сможем мысленно отделиться от всех своих трех главных оболочек (телесной, эмоциональной и ментальной) йоги советуют  забыть про оболочки и  сосредоточиться на том, что они скрывают – на  чистом чувстве «я».

Для этого они советуют человеку несколько практик- повторять слово «я» тысячи раз, ныряя в него как в океан, представлять свое я огромным, наполненным бесконечной силой или состоящим из световой субстанции, пытаться понять, а что такое я в чистом виде.

Последняя практика была доведена своего совершенства в системе выдающегося духовного мастера Индии Рамана Махарши, жившего в конце XIX  начале XXвека.

Как известно, он предлагал каждому духовному искателю как можно чаще в течении дня задавать себе вопрос «Кто я?» и вслушиваться в ответ, приходящий из глубины.

Считается, что этот метод является кратчайшим путем к постижению своего высшего Я.

Итак, еще раз формулируем алгоритм  разотождествления с оболочками и усиления своего я.

Фиксируем в своем сознании силу намерения: я хочу понять природу своего  я.

Повторим эту формулу от нескольких раз до нескольких десятков глаз.

Поочередно разотождествляемся со своим телом, с эмоциональной и с ментальной сферой.

Доводим эту ментальную установку на отделения себя от этих оболочек до яркого переживания силы и свободы.

Можно подойти к задаче творчески и разотождествляясь со своими оболочками или какими-либо психологическими недостатками представлять, что вы отодвигаетесь от них чисто пространственно на большое  расстояние.

А можно представить (важно только, чтобы вы искренне поверили в этот образ и как говорят психологи сумели обмануть свой мозг), что  оболочка, от которой вы пытаетесь отделиться сейчас на самом деле отделена от вас уже давно, что психотравма, которую вы растворяете- это ваш старинный плюсквамперфект или давно прошедшее время.

Это всегда действует на человека освобождающим образом.

После этого сосредотачиваемся на чистом чувстве я и доводим это ощущение до максимально интенсивного  градуса и яркого состояния.

Проникаемся чувством, что наше я, живущее под спудом оболочек бессмертно и неуничтожимо.

До сих пор речь шла об отделении своего я от оболочек. Но ведь можно пытаться разотождествиться не только с оболочками ( телом, эмоциями и мыслями), но и со своими недостатками, страстями, привязанностями, дурными привычками.

В этом случае разотождествление- это прекрасная возможность обрести внутреннюю свободу от всего вредного и мешающего развитию.

Что практически дает нам практика разотождествления, если не брать высокие духовные материи?

Очень много.

В первую очередь мы приучаем себя к тому, что  живя в социуме нам все время приходится носить самые разные, иногда ненужные и даже вредные психологические одежды.

Зачем нужно разотождествление, что оно практически дает  в том случае, если  человек, пытающийся применить это практику не йог, а вполне обычный искатель себя и своего места под солнцем?

Во-первых, разотождествление пробуждает скрытые психические  ресурсы и энергии  человека, которые подавлены  негативными ощущениями, эмоциями и мыслями.

 Любой человек, всерьез практиковавший   разотождествление всегда ощущает прилив новых сил, активности и бодрости.

Во-вторых, разотождествление дает человеку, столкнувшемуся с препятствиями и переживающему какие-либо трудности в данный момент ощущение перспективы и свободы.

Человек  начинает видеть, что препятствия носят временный характер и что после их преодоления ( что абсолютно реально) перед ним  раскрывается пространство  новых возможностей.

В-третьих, разотождествление освобождает человеку  в сознании  место для того, чтобы он мог произвести отождествление с новыми и полезными для себя ролями, качествами и умениями.

Как можно войти в образ смелого и успешного человека, если мы предварительно не разотождествились  с переживаниями страха или неудачи и не смогли освободиться от этого негатива.

Разотождествление- это весьма мощное психологическое оружие, помогающее человеку обрести внутреннюю свободу.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой