Разотождествление. Как разотождествиться со всем, что нам мешает.
Путь к практике разотождествления у меня начинался с одного интересного профессионального эпизода.
В последние годы существования СССР на излете перестройки, когда еще существовали обкомы меня пригласили провести занятие с партийными работниками. Тема была посвящена личности и ее тайнам.
Я предложил участникам взять листок бумаги и поставить в столбик цифр от одного до двадцати.
После этого я попросил написать над верхней цифрой словосочетание «Кто я?».
Нужно было спонтанно, стараясь не задумываться ответить на этот вопрос и написать все свои мысли и представления, все характеристики самих себя.
Результаты этого задания потрясли меня.
Мужчины писали в столбик следующие самохарактеристики: я член партии, я член профсоюза, я ударник социалистического труда, я руководитель подразделения, я член партбюро и далее по номенклатурному списку.
Женщины писали свои официальные пункты- я работница такого отдела, я член партии, член профсоюза, я жена, я мать, я дочь.
Люди отождествляли характеристики своего я исключительно с анкетными данными и совершенно не думали о практике разотождествления.
У них даже не возникло желания отождествить себя с какими –либо неформальными образами.
А что о себе напишите вы?
Удасться ли вам выделить какую-то неформальную характеристику самого себя?
Рекомендую сделать это прямо сейчас, тогда можно будет понять, каковы ваши взаимоотношения с собой.
Если вернуться к занятию с партийными боссами, то результаты, полученные мной свидетельствовали о том, что люди настолько отождествлены со своими социальными и профессиональными функциями, что считают собой свои партийные оболочки.
Многие люди далеки от идеологии, но настолько привязаны к своим оболочкам, что искренне считают – я это член профсоюза и начальник участка.
У человека духовно богатого и внутренне свободного нет такого отождествления с оболочками, он проделал практику разотождествления раньше..
Когда я проводил аналогичные занятия с группой художников, то там были совсем другие ответы: я – творец, я - мастер, я- талант, я – волшебник красок.
В зависимости от задачи, стоящей перед человеком можно либо разотождествляться с вредными или тормозящими развитие человека оболочками или наоборот отождествляться с сильными и позитивно окрашенными оболочками.
Йоги, ( я сам участвовал в подобной практике во время своих путешествий по индийским ашрамам) стремящиеся выделить я в чистом виде предлагают своим адептам мощную практику разотождествления с оболочками.
Ученику предлагается медитировать над последовательным разотождествлением и отделением своего я от прилипших к нему оболочек.
Например, человек сильно привязан к ощущению своего я и чисто физиологическим потребностями.
Йоги предлагают человеку сказать себя: я нередко ощущаю себя телом, но я не тело, а еще что-то иное.
Давай я скажу себе это, настроюсь на чувство отдельности своего я и зафиксирую это ощущение, сказав себе: я не есть тело!
Отделив свое я от тела, йоги предлагают сделать следующий шаг и попробовать отделиться от эмоций и желаний.
Они рекомендуют пронаблюдать за своей эмоциональной сферой, с которой мы отождествляемся и называем свое эмоциональное состояние «я», и отделиться от этого состояния.
Нужно так же зафиксировать свою отдельность словесно и сказать себе несколько раз: я не есть эмоции!
Следующий шаг в разотождествлении – отделение от своей ментальной оболочки.
Пронаблюдав за сферой ума и мысли и увидев как мы порой отождествляемся с этой сферой, йоги предлагают мысленно оторваться от этой оболочки и зафиксировать свое автономное от нее бытие, мысленно повторив про себя: я не есть ум и мысли!
После того, как мы сможем мысленно отделиться от всех своих трех главных оболочек (телесной, эмоциональной и ментальной) йоги советуют забыть про оболочки и сосредоточиться на том, что они скрывают – на чистом чувстве «я».
Для этого они советуют человеку несколько практик- повторять слово «я» тысячи раз, ныряя в него как в океан, представлять свое я огромным, наполненным бесконечной силой или состоящим из световой субстанции, пытаться понять, а что такое я в чистом виде.
Последняя практика была доведена своего совершенства в системе выдающегося духовного мастера Индии Рамана Махарши, жившего в конце XIX начале XXвека.
Как известно, он предлагал каждому духовному искателю как можно чаще в течении дня задавать себе вопрос «Кто я?» и вслушиваться в ответ, приходящий из глубины.
Считается, что этот метод является кратчайшим путем к постижению своего высшего Я.
Итак, еще раз формулируем алгоритм разотождествления с оболочками и усиления своего я.
Фиксируем в своем сознании силу намерения: я хочу понять природу своего я.
Повторим эту формулу от нескольких раз до нескольких десятков глаз.
Поочередно разотождествляемся со своим телом, с эмоциональной и с ментальной сферой.
Доводим эту ментальную установку на отделения себя от этих оболочек до яркого переживания силы и свободы.
Можно подойти к задаче творчески и разотождествляясь со своими оболочками или какими-либо психологическими недостатками представлять, что вы отодвигаетесь от них чисто пространственно на большое расстояние.
А можно представить (важно только, чтобы вы искренне поверили в этот образ и как говорят психологи сумели обмануть свой мозг), что оболочка, от которой вы пытаетесь отделиться сейчас на самом деле отделена от вас уже давно, что психотравма, которую вы растворяете- это ваш старинный плюсквамперфект или давно прошедшее время.
Это всегда действует на человека освобождающим образом.
После этого сосредотачиваемся на чистом чувстве я и доводим это ощущение до максимально интенсивного градуса и яркого состояния.
Проникаемся чувством, что наше я, живущее под спудом оболочек бессмертно и неуничтожимо.
До сих пор речь шла об отделении своего я от оболочек. Но ведь можно пытаться разотождествиться не только с оболочками ( телом, эмоциями и мыслями), но и со своими недостатками, страстями, привязанностями, дурными привычками.
В этом случае разотождествление- это прекрасная возможность обрести внутреннюю свободу от всего вредного и мешающего развитию.
Что практически дает нам практика разотождествления, если не брать высокие духовные материи?
Очень много.
В первую очередь мы приучаем себя к тому, что живя в социуме нам все время приходится носить самые разные, иногда ненужные и даже вредные психологические одежды.
Зачем нужно разотождествление, что оно практически дает в том случае, если человек, пытающийся применить это практику не йог, а вполне обычный искатель себя и своего места под солнцем?
Во-первых, разотождествление пробуждает скрытые психические ресурсы и энергии человека, которые подавлены негативными ощущениями, эмоциями и мыслями.
Любой человек, всерьез практиковавший разотождествление всегда ощущает прилив новых сил, активности и бодрости.
Во-вторых, разотождествление дает человеку, столкнувшемуся с препятствиями и переживающему какие-либо трудности в данный момент ощущение перспективы и свободы.
Человек начинает видеть, что препятствия носят временный характер и что после их преодоления ( что абсолютно реально) перед ним раскрывается пространство новых возможностей.
В-третьих, разотождествление освобождает человеку в сознании место для того, чтобы он мог произвести отождествление с новыми и полезными для себя ролями, качествами и умениями.
Как можно войти в образ смелого и успешного человека, если мы предварительно не разотождествились с переживаниями страха или неудачи и не смогли освободиться от этого негатива.
Разотождествление- это весьма мощное психологическое оружие, помогающее человеку обрести внутреннюю свободу.