Авторская система

ПСИХОСИНТЕЗ И ВЫСШЕЕ Я: КАК ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО КРЕПКА У ВАС С НИМ СВЯЗЬ?

 

Однажды на заседании отдела одного из институтов Академии наук, где я работал возник полушутливый философско-космологический спор: где находится центр мира? Вариантов ответа было несколько, но самыми дружными аплодисментами был встречен следующий весёлый ответ: «Центр мира? Центр мира– это я, моё я».

С одной стороны человек, сказавший эту мысль был не так уж и неправ, ведь для любого человека таким центром, является он сам, а значит и его я, каким малым и несовершенным оно бы ни было.

С другой стороны поиск такого центра где-нибудь в созвездии Ориона, находящегося от нас на расстоянии бессчётного количества световых лет большого смысла для человека не имеет.

Искать нужно ближе ... или дальше.

Идея, что внутри нашего маленького я находится вход в большое, гигантское, непредставимое высшее Я, которое и есть Я божественное, находящееся от нас с донной стороны очень близко, а с другой очень далеко – есть на мой взгляд гениальная идея, сближающая науку с религией  или эзотерикой.

Психосинтез по сравнению с другими, может быть самыми замечательными направлениями психологии это система работы с клиентами и метод саморазвития, где наиболее тщательно проработана тема установления контакта с высшим Я.

Одна из величайших заслуг Роберто Ассаджиоли в том, что он ввёл в психологию и психотерапию понятие высшего Я, которое прежде однозначно относили к религиозным категориям.

Действительно, понятие божьей искры в христианстве, если не идентично, то по крайней мере очень близко высшему Я.

Близкий к этому понятию смысл имеет и монада Лейбница, подходы других философов – Канта, Фихте, Юма.

На Востоке высшее Я – это прежде всего Атман, частица Абсолюта или Брахмана.

Высшее Я влияет на все структуры психики – оно и заряжает их жизнью, и гармонизирует их взаимодействие между собой, успокаивая из лишнее возбуждение в эмоциях, наполняя энергией наше тело и сознание, проясняя неясные вопросы и вливая в нас состояние вдохновения.

Более того, оно даёт успех в делах и начинаниях человека, но с одной оговоркой – если он просит об этом и призывает к себе это высшее Я.

Как человек воспринимает своё высшее Я?

Кто-то воспринимает высшее Я, как голос совести, подсказывающий человеку, как ему жить, какие совершать или наоборот не совершать поступки, соответствует ли какое-либо его решение высшим идеям а началам жизни.

Кто-то видит в высшем Я источник жизненных ресурсов, питающий нас словно батарея квартиру, причем мы даже не замечаем этого щедрого подарка.

Кто-то ощутит присутствие высшего Я, как источник глубинного вдохновения.

Кто-то воспримет это Я как внутреннее ядро человека, как стержень его личности, как центр человеческого существа, помогающий выстоять в трудных ситуациях, как идеал, живущий в глубинах сознания.

Очевидно, что это высшая и лучшая часть нашего сознания, некий бриллиант, живущий в глубинах нашего сердца.  

Если душа – это некая сфера, то высшее Я– это солнце, освещающее нашу душу, чувства и мысли.

Но главная функция высшего Я оживлять, наполнять вдохновением, напитывать энергией, поддерживать температуру, при которой можно жить.

Но также как солнце нам светит далеко не всегда и порою позволяет закрыть себя тучами на недели и даже месяцы, так и в нашей душевной жизни тоже бывают тучи.

Это все отрицательные эмоции, грязные и хаотические мысли, разрушительные желания и поступки, всё, что связано с отчаянием, злобой и страхом.

Такие психологические тучи закрывают свет и тепло высшего Я, которое всё равно продолжает светить на жизнь человека– внешнюю и внутреннюю.

Душевная жизнь без высшего Я напоминает пасмурную, а порой и ночную  погоду, в сумраке или темноте которой уже ничего не увидим, что же в ней происходит.

Освещение на уровне рассудка или ума – это скорее лунный свет, в полумраке которого можно видеть только приблизительно.

Высшее Я в психосинтезе – это главная сила, помогающая выявить и ликвидировать внутренние противоречия и раздробленность наших душевных сил, это мощный примиритель любых конфликтов и противоречий внутри человека. Оно помогает нам примирить наши полярности (противоположные силы сознания) и  гармонизировать или перестроить наши субличности.

Оно есть сплав высшего разумной части в нас или центра интуиции и мудрости, высшего волевого начала и высшего эмоционального сердца– центра любви и радости.

Зачем нам нужно устанавливать связь с высшим Я? Что говорит  об этом психосинтез?

Высшее Я в психосинтезе – носитель огромных ресурсов, несущих в себе и силу, и понимание, и эмоции, переживания, энергию радости: его включение в нашу жизнь делает человека намного более мощным, мудрым и счастливым.

Высшее Я способно трансформировать к лучшему любую часть нашей психики, любое качество, любой недостаток. Достаточно направить его луч на это качество, как негатив преображается или ослабляет свою силу.

Высшее Я помогает достижению любых наших целей и намерений (при единственном условии, что они позитивны и никому не несут зла).

Включённое высшее Я  в психосинтезе способно даже влиять на обстоятельства, окружающие нас в позитивную сторону: всё происходит быстрее, энергичнее и удачнее для нас.

Высшее может помочь нам выбраться из самых тяжёлых, порой безнадёжных обстоятельств.

 Как понять, с какой степени крепка наша связь с высшим Я?

Для этого нужно задать себе несколько вопросов и постараться ответь  на них максимально искренне.

-Знаете ли вы что-то об этом высшем Я, о божественной искре, живущей в глубинах нашей души, то есть имеете ли вы хоть какое-то понятие о духовно-религиозной или эзотерической сфере?

-Склонны ли вы к исканиям истины и глубинному познанию себя?

- Как высчитаете, вы в целом живёте правильно и гармонично или у вас преобладает ощущение, что в вашей жизни много ошибочного, искусственного, полного ненужных компромиссов

- Занимаетесь ли вы хотя бы эпизодически духовными практиками, молитвами и медитациями?

-Часто ли вы думаете о воссоединении с высшим Я как лучшей частью самого себя, от которой мы чаще всего оторваны?

-Получаем вы сигналы от высшего Я в виде неожиданного прилива сил, состояний вдохновения, волн радости, сигналов  интуиции, переживаний духовного характера?

-Что вы чувствуете, если вы представляете образ высшего Я и попытаемся устремиться в этом направлении? Радость приближения, страх, укор совести, нежеланием предпринимать усилия, безразличие, усталость ?

-Насколько быстро гармонизируется ваше состояние, если вы обращаетесь к высшему Я и пытаетесь установить эту связь?

 Как укрепить эту связь с высшим Я с точки зрения психосинтеза?

 В первую очередь  нужно отделиться от всего, что не есть я – от телесных ощущений, эмоций, особенно отрицательных и от мыслей.

Нужно сформировать в себе Внутреннего Наблюдателя и научиться со стороны смотреть за ощущениями, чувствами и  мыслями, как бы говоря себе при этом примерно следующие формулы: «Я живу в теле,  и хотя у меня есть телесные ощущения, но я не есть тело»; «Я живу в чувствах, страстях и желаниях, и у меня есть некие привычные эмоциональные состояния, но я не есть эмоции»; «Я живу в уме, и у меня есть привычные ментальные состояния, но я не есть мысли и ум».

Нужно не просто повторять эти формулы и усвоить их на ментально-теоретическом уровне, но необходимо отделиться от них, изучить их и постепенно проникнуться этим новым мироощущением свободы.

Эта свобода и воспитание в себе сильного, умного, независимого Наблюдателя – второй шаг на пути к высшему Я, первый  шаг заключался в изучении этой темы и накоплению мотивации к самопознанию и практике.

Третий шаг заключается в культивировании в себе ощущения сильного независимого духовного Я. Вы должны из Наблюдателя превратиться в Я-деятеля  и заменить процесс самонаблюдения (наблюдения за собой – телом, эмоциями, умом и поведением) и изучения себя в медитации в жизни) на процесс самовспоминания или Я-медитации, при котором мы полностью сосредотачиваемся на чувстве Я и углубляемся в него насколько можно более глубоко.

Вспомним метод выдающегося индийского духовного Мастера Рамана Махарши вся практика которого сводилась к непрерывному повторению формулы «Кто Я»?, при которой человек должен был погружаться в самую сердцевину своего Я и постепенно осознать его неуничтожимую божественность.

Подход Рамана Махарши к соединению с высшим Я очень близок к психосинтезу.

Если наша сознание будет двигаться по этому коридору упорно, не отвлекаясь и не оставляя стараний, мы рано или поздно соединимся с высшим Я.

Между прочим если прочесть христианскую формулу («Я есмь Путь, Истина и Жизнь»), применяя глубинный подход, то мы увидим, что Христос (так нам говорят разные мистические учения ) – это не только основатель христианства, но и высшее Я.

Вход в Царство Божие, как известно внутри нас, то есть в глубинах нашего я, идя по этому Пути, мы учимся различать Я от не Я (тело, эмоции и мысли) и правильные, одухотворяющие решения, приводящих к нашему Высшему Я, то есть к Христу  от неправильных, уводящих от Него и приходить к Истине и Совершенству, то есть к Вечной Жизни или бессмертию духа.

То о чём мы говорим сейчас, это высшие точки отсчёта в движении человека к совершенству, которых достигают посвящённые люди.

Мы же, обычные люди, можем только встать на этот путь бесконечного совершенствования и чем дальше мы пройдём по этой бесконечной дороге, тем насыщеннее, гармоничнее и счастливее будет эта жизнь.

Если вы психолог и работаете с людьми, то чем лучше вы познаете себя, приведёте хотя бы к относительной гармонии собственные субличности, тем больше вы сможете помочь  другому человеку.

Дело не только в техниках и точности соблюдения принципов, лежащих в основании вашей модальности, дело в прямом, непосредственном влиянии на человека мощным излучением своей сгармонизированной личности и силой  личного примера.

Между прочим, духовные мастера иногда оказывают самое сильное воздействие на учеников и людей, когда они молчат.

Иногда даже молчание психолога будет иметь хороший терапевтический эффект.

Если вы постепенно научите клиента хоть как-то гармонизировать себя с помощью высшего Я, с которым этот человек установит хотя бы начальный контакт, это будет огромным достижением, гораздо более важным, нежели любые временные психологические эффекты.

Ещё раз повторяю – психосинтез и в своей классической, и в российской версии – это система, где установление контакта и укрепление связи с высшим Я наиболее подробно и основательно проработано.

Причём психосинтез – это отнюдь не религия и не эзотерическая система, это философская и психологическая система, научно обоснованная и одухотворённая психология и психотерапия, предлагающая человеку подойти к совершенствованию сохраняя свою светскость и свободу.

А высшее Я – это наша самая важность часть, самый главный бриллиант в короне.

Согласитесь, такую корону хочется носить и не снимать.

Хотите понять, насколько вы далеки от вашего высшего Я и как лично вам к нему максимально приблизиться?

 

 

Практический психосинтез

 Можно много говорить о психосинтезе как интересной теории, но полезно привести себя в состояние относительного внутреннего единства, или совершить внутри себя первичный практический психосинтез.

Многие клиенты, с кем мне приходится работать хотят не просто решить проблему, но понимают, что для ее решения нужно измениться и добиться внутренней целостности.

Они слышали про восточную (российскую) версию психосинтеза, и хотели бы научиться правильно и эффективно работать со своими субличностями.

Потому они просят меня, расскажите нам и практически покажите, как нужно работать с этими субличностями, как их вычленять в себе.

Потому расскажу в самом общем виде схему такой работы, алгоритм достижения первичного практического психосинтеза.

Обычно я даю таким людям примерное задание:

-составьте первичный список своих главных пяти-шести субличностей спонтанно, навскидку, а затем отложите его и проделайте несколько последующих шагов, уточняющих этот список,

-вспомните роли, которые вам приходится играть каждый день,

-вспомните свои самые привычные  психологические состояния, связанные с этими ролями и свободные от них,

-подумайте, сколько внутреннего психологического времени вы отдаете каждой из этих ролей,

-подумайте о своих самых важных решениях, которые вы приняли на протяжении своей жизни и в последнее время и определите какой «человечек» (субличность) внутри вас  стоял за этим решением,

-посоветуйтесь с близкими людьми, которые вас хорошо знают, понимают и кому вы доверяете, расскажите им о теории субличностей и спросите их, из каких субличностей состоите вы на их взгляд; если они затруднятся это сделать, покажите им свой первичный список, пусть они выскажут свое мнение и что-то уточнят,

- на основе всей информации, которая у вас есть  от себя и своих близких людей составьте окончательный список своих субличностей.

Это всего семь шагов, полагаю, что мы можем справиться с этой задаче и до семи считать умеем, хотя я встречал скептические материалы  о современном человеке, который по некоторым данным настолько обленился, что и три шага сделать не готов.

Будем считать, что вам всем очень интересно приступить к первичному практическому психосинтезу - гармонизировать свою внутреннюю природу, улучшить свой характер и сделать собственную жизнь более счастливой.

Теперь подумайте о своих самых важных проблемах, которые вам нужно решить и значимых целях, которые необходимо осуществить.

Пусть это будет одна проблема, которую нужно решить и одна цель, которую необходимо достичь в будущем.

Например, проблема – конфликт с каким-то значимым человеком и цель – скачок в карьере.

Подумайте, как связаны проблема и цель. На самом деле они связаны друг с другом теснее, чем мы думаем. Нужно осуществить практический психосинтез проблемы и цели, то есть решить проблему как первый шаг на пути к цели.

Лучше всего сделать правильную связку проблемы и цели. Пусть ликвидация проблемы будет для вас ступенькой достижения цели.

Даже если примирение с этим человеком никак не связано с карьерным продвижением, скажите себе – для того, чтобы стать руководителем, мне нужно развить в себе способность усмирять свою агрессию и налаживать отношения с людьми.

Увяжите эти два шага  мысленно в единый образ  и представьте свое движение к цели в виде лестницы из семи ступеней.

Например, первая ступень – это то место, где вы находитесь сейчас. Вторая ступенька – это примирение с конфликтным человеком. Пятая ступень – это достижение цели, причем дальше на шестой и седьмой ступени перед человеком раскрываются новые эволюционные перспективы.

Итак, вам нужно сделать  первичный практический психосинтез  - несколько шагов, чтобы в конце концов совершить карьерный скачок.

На пути перед вами будет целый ряд препятствий, с которыми вы постепенно справитесь.

Определите точный вектор, точное направление вашего движения к цели.

Вот здесь вам нужно вслушаться в себя и понять - а как будут вести себя ваши субличности.

Будут ли они однозначно за или однозначно против каждого шага и вообще, куда нацелены каждая из них?

Представьте, что каждая из субличностей  обладает своим вектором движения.

Как это вектор соотносится с направлением вашей главной цели?

Ведет ли эта субличность вас к цели или толкает в прямо противоположную сторону, то есть тормозит движение.

А может быть она просто тянет  ни за , ни против, а куда-нибудь вбок?

И что же вам сделать в этом случае?

Вам нужно добиться хотя относительного согласия между этими субличностями. Это и будет первичным практическим психосинтезом.

Как вы этого будете добиваться? Есть несколько приёмов приведения себя из состояния множественности и внутренней противоречивости в состояние относительного единства.

1.Мысленно поговорите с каждой субличностью и убедите ее следовать основной линии внутри себя – движению к цели.

2.Определите свое главное психологическое «Я», ответственное за достижение цели, соедините вокруг него все свои психические ресурсы, внимание и волю, постарайтесь мысленно «зарядить» это «Я» ощущением максимального удовольствие и радости, сопровождающей каждое ваше мини-движение.

3.  Скажите себе, что это «Я» должно быть вашим внутренним господином, начальником среди остальных, более мелких субличностей.

4. Пусть каждая из этих субличностей соединиться с этим «Я» и отдаст ему бразды правления внутри себя.

5.Если какая-то из субличностей сильно сопротивляется основной задаче (например, сидит внутри вас «внутренний большой лентяй», который не хочет не то, чтобы делать шаги, но просто встать с дивана), тогда мысленно заберите в себя ее энергию и силу, а саму такую субличность можно отправить  вон из вашего психологического дома.

Последнюю практику сделать непросто, нужно обладать определенным психологическим мастерством – умением концентрироваться на психических процессах, различать на тонком уровне их смысл и обладать тренированным  внутренним наблюдателем.

Кто-то, искушенный в работе над собой, имеющий опыт в посещении разных тренингов, чтении книг по психологии ощутит эффект практического психосинтеза  почти сразу, легко и без больших усилий.

Другому понадобится какое-то, иногда немалое  время, чтобы все психологические элементы и части сложились в единый пазл и он ощутил бы этот  практический психосинтез как реальность.

Если вы потренируетесь в различении субличностей и займётесь самопознанием, вы рано или поздно поймёте, как привести себя из состояние хаоса в состояние внутреннего единства.

Это и будет работой по завершению первичного практического психосинтеза.

Какие признаки достижения этого состояния первичной целостности и гармонии на пути к цели?

Приходит ощущение целостности и уверенности в своих силах, когда все внутри вас согласно идти в определенном направлении и нет серьезных психологических конфликтов и противоречий.

Кому-то кажется, что вы внутреннее свободными, сбросившими все лишнее.

Один клиент сравнил это состояние с баней, где он побывал в парной и выбросил все ненужные шлаки.

Многие чувствуют избыток сил и наполненность повышенной энергией.

Главный признак практического психосинтеза – вы едины, сильны, счастливы и у вас все получается.

Иногда человек может обрести подобное состояние спонтанно, как бы без усилий.

Для этого достаточно хорошо выспаться, побывать на природе, получить дополнительный заряд энергии от чтения хорошей литературы.

Однако на этом развитие человека и движение вперед не прекращается: дальше последует вторичный практический психосинтез.

На этой стадии потребуется соединить свою цель и «Я», ответственное за ее достижение с высшим «Я».

О том, как это сделать практически, мы поговорим с вами отдельно в новой статье.

Еще статьи...


Работа над собой