Как научиться быть в состоянии "здесь и сейчас"

 

В моей работе периодически встречаются люди, которые хотят научиться самым разным практикам, включая практики осознанности.

Но к сожалению под осознанностью люди понимают все, что угодно, только отнюдь не состояние пробужденности и внимательности.

Как научиться быть в состоянии здесь и сейчас?

Прежде всего нужно хорошо понять, что такое пробужденное состояние и чем оно отличается от состояния сна?

Итак, еще раз определим, что такое состояние здесь и сейчас?

Это присутствие сознания в настоящем моменте.

Присутствие осознанное, пробужденное, предполагающее понимание и памятование, что ты находишься в этом состоянии.

Это требовало концентрации внимания, причем такой концентрации, при которой человек не просто сосредоточен на настоящем, но помнит это и постоянно продлевает свое сознательное памятование.

Хорошо иллюстрирует такой взгляд на мир притча о тибетских монахах.

Они идут по дороге, но не просто идут, но напоминают себе: мы осознаем, что  в данный момент идем по дороге и стараемся делать это максимально сознательно и совершенно.

Когда прохожий остановил их вопросом, они начали с ним разговор, но при этом  про себя периодически напоминали себе: мы осознаем, что в данный момент мы  отвечаем на вопросы и стараемся делать это максимально сознательно и совершенно.

Когда они вернулись к себе домой и начали обрабатывать огород мотыгами, они также говорили себе: мы  осознаем, что в данный момент обрабатываем землю и стараемся делать это максимально старательно и совершенно.

Когда они пришли в храм и начали участвовать в буддийской литургии, они говорили себе: мы осознаем, что в данный момент  возносим молитву Будде и стараемся делать это максимально совершенно.

В результате этого постоянного напоминания и внимания к данному моменту, они добились того, что и данный момент  откликнулся на их попытки  проснуться  и помог им пробудиться.

Они проснулись и соединили свое сознание с тем, кто согласно преданию всегда пробужден и присутствует здесь и теперь – с Буддой.

Если ты вкладываешь внимание в прошлое, то тебе ответит энергия прошлого и ты возможно что-то вспомнишь.

Если ты вкладываешь внимание в будущее, то ты пробудишь его энергию и тогда ты о чем-то помечтаешь.

Если ты правильно вкладываешь внимание в энергию настоящего, ты начнешь пробуждаться.

Все традиции и системы духовного развития предлагали человеку внутреннее пробудиться и  находится в этом состоянии как можно дольше.

Мы уже говорили, что в настоящем можно находиться по-разному: можно выбрать удовольствие и постоянно его искать.

Можно сделать и другой выбор – все время искать выгоду.

И, наконец, можно пытаться проснуться и искать в каждом мгновении высокую Истину, пытаясь соединиться с ней.

Именно это имел в виду Платон, когда говорил о том, что на земле есть три категории людей: одни пришли сюда пировать, другие торговать, а третьи созерцать.

Фрейд был не настолько духовно продвинут как Платон, поэтому он сказал, что есть принцип удовольствия и принцип Реальности: про поиски и обретения Истины ему по-настоящему ничего не было известно.

В русских сказках, предлагающих доброму молодцу  в каждый миг его жизни три дороги – налево, направо и прямо сказано гораздо больше, чем мы думаем.

Можно предположить, что дорога налево – это дорога в прошлое, в мир воспоминаний, дорога направо – это дорога в мир мечтаний, а дорога прямо – это дорога преображения.

Ведь кому прямо пойти, тому убитым быть.

Но русские сказки намекают не про смерть от болезни или от опасности, а про убиение в себе низшего «я», на месте которого должно воскреснуть «я» высшее.

Три дороги, три внутренние решения, которые выбирает человек, пытающийся идти вперед, но периодически сбивающийся с курса, а потом находящий правильную дорогу.

 Состояние осознанности нельзя путать с так называемым рациональным бодрствованием обычного человека.

В чем главное отличие этих двух состояний?

Рациональное бодрствование  предполагает, что наше поведение переходит под контроль ума с его склонностью все классифицировать, объяснять логически и давать всему словесное объяснение.

Вопрос, насколько хорошим контролёром является ум дискуссионный.

Кому- то, кто помешан на идее порядка и выгоды  этот контроль нравится, но кому-то кажется явно недостаточным, даже ущербным.

Это связано с несколькими свойствами ума – его  энергетической и волевой маломощностью, его подверженностью влиянию эмоций и влечений (не зря на Востоке ум называли «кама – манас», буквально «ум желаний», то есть, обслуживающий то, что мы хотим и потому порабощенный желаниями), его хаотичностью и затемнённостью.

Рациональное бодрствование не дает человеку достаточно силы и мудрости для того, что управлять своей жизнью и внутренним миром.

Если вспомнить символ человека-экипажа, где разные части этого экипажа соответствуют разным частям психики (повозка – тело, лошадь – желания и эмоции, кучер – ум, вожжи – воля, пассажир – Высшее Я), то пассажир – это сила, куда более мощная, нежели

Истинная осознанность предполагает контроль самого себя с более высокой инстанции, нежели обычный ум.

Говоря образами, пассажир сидит на  более высоком сиденье, нежели кучер.

Строго говоря, управляет экипажем и поддерживает состояние бодрствования  не сам  пассажир, а некая промежуточная между кучером и пассажиром сила.

Назовем ее  внутренним наблюдателем.

Именно он осуществляет функцию оперативного управления экипажем и его траекторией движения, то есть внутренним миром и судьбою.

Именно наблюдатель определяет наши поступки и помогает принять решения.

Те, у кого наблюдатель находится в зачаточном состоянии принимают решения импульсивно и совершают непродуманные поступки.

Наблюдатель активизирует  и одновременно с этим гармонизирует  наши психические процессы, усиливая силу мысли, глубину чувств и мощь воли.

Если наш внутренний наблюдатель хорошо тренирован и развит, мы всегда сможем управлять всеми психологическими порывами, когда нужно сдерживая, а когда необходимо отпуская свои эмоции.

Осознанность как состояние присутствия здесь и сейчас повышает мастерство человека в его действиях.

Если вы внимательно наблюдаете за собой, то вы увидите, что состояние осознанности  у вас  далеко не постоянное – оно все время пульсирует, то усиливаясь, то ослабевая.

На его степень влияет очень многое, даже состояние здоровья и усталости.

В свое время на Всемирном Конгрессе трансперсональной психологии в Москве в 2010 году один румынский психотерапевт предложил оригинальную идею – измерение индекса осознанности с помощью специальной психотехники, которая предлагает человеку записывать все случаи свое личной рассеянности, забвения нужных вещей и дел,  выпадения из реальности.

Хорошая идея! Но лучше, если подобное исследование станет самоисследованием и таким измерением индекса осознанности займется каждый человек.

Тогда измерение превратится в укрепление осознанности и коэффициент этого свойства постепенно вырастет.

Нужно отметить, что состояние здесь и теперь, при котором осознанность растет было зафиксировано нашими предками, занимавшихся медитативной практикой.

Потому изначально это состояние привязано к духовной сфере и духовным практикам, цель которых заключается в том, чтобы остановить колесо перерождений и выйти в область абсолютной свободы.

Однако осознанность может и должна применяться в обычной жизни и тогда ее цель не остановка психических процессов, а присутствие и контроль.

Все это можно назвать повышение психологического мастерства.

Пребывая в себе своим осознанным вниманием, человек вкладывает энергию в собственный личностный и духовный рост.

Быть всегда здесь и сейчас, значит быть мастером жизни и управления собой.

Так как научиться быть в состоянии здесь и сейчас?

Стараться  в каждый момент своей жизни выбирать путь пробуждения, то есть  помнить себя и более того – помнить самую высокую часть себя.

На Востоке это называется помнить про Нить Необходимости, которая пронизывает все миры и человеческую жизнь.

Иначе говоря,  помнить про путь восхождения в более высокие просветленные слои сознания, что одновременно оказывается и путем  преображения.

Впрочем и на Западе тоже знали про эту нить, когда сложили знаменитый миф о Нити Ариадны, следование которой выводит человека из темного и запутанного лабиринта жизни.

Чтобы понять, как научиться быть в состоянии здесь и сейчас, нужно иметь достаточное количество внутреннего света, проявляющегося как мудрость и способность к распознаванию и различению, где сон, а где реальность.

Чтобы распознавать, нужно учиться осознанно наблюдать за собой, периодически возобновляя в себе состояние внимательности и активности.

Мы должны понимать, что взгляд на себе через какое-то время исчерпывает свою силу и мы начинаем снова впадать в сон.

Наше сознание постоянно дробится на некие фрагменты и это связано, как с его внутренней спящей природой, так и с внешней реальностью, которая постоянно разрывает наше сознание и внимание на множество отвлекающих стимулов.

Технический прогресс и виртуальная реальность забирают почти все наше внимание.

Пронаблюдайте за тем, как вы работаете, как вы часто отвлекаетесь на телефонные звонки, на сообщения по электронной почте, на смски и скольжение по сети без всякой цели.

Значит нужно уметь возобновлять себя и создать внутри себя своего рода вечный двигатель.

Ведь бессмертие мудрецов и духовных мастеров – это и есть постоянное самовозобновление, настолько постоянное, что человек в какой-то момент настолько проснулся, что уже не засыпает.

Он пробудил внутри себя некое постоянное внутреннее око, которое смотрит за всеми протекающими процессами в жизни и в душе и гармонизирует их.

Чтобы победить сон, нужно иметь достаточный запас энергии.

Практика осознанности не только пробуждает ее, но и воспитывает в человеке некое мастерство в действиях.

Ведь осознанности –это прежде всего готовность к действию.

Нередко мы бываем вообще не готовы ни к чему, и это связано с тем внутренним ступором, в котором мы постепенно оказались  по причине привычки спать.

Практика осознанности и проста и сложна , но ей можно и нужно научиться.

Полезно изучать самые разные духовные системы побуждения осознанности.

Наиболее подробно эти методы проработаны в буддизме, даосских практиках, суфизме, а в более поздний период об этом много говорили Гурджиев, Кастанеда, Шри Ауробиндо,Ошо.

Полезно также проделывать самые разные упражнения и психотехники, но об этом отдельный разговор.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой