Пресса и СМИ обо мне. Статьи, интервью, материалы

Можно ли купить народную любовь?

Использование политической рекламы и финансовых рычагов в продвижении к вершинам властной пирамиды стремительно превращается в хорошо отлаженную технологию. И если пока что не существует прейскуранта сумм, которые необходимо затратить для того, чтобы получить тот или иной результат в избирательной компании, то любой вступающий в предвыборную гонку знает, что без определенной денежной подпитки предвыборная агитация превратится в самопародию и не даст должного эффекта. В то же время люди перестают верить политикам и заказываемому ими рекламному продукту по той простой причине, что навязчивая реклама лишает их свободы выбора(кому приятно ощущать себя объектом манипуляций?), а политик, безмерно сорящий деньгами, вызывает отторжение своим неприкрытым намерением купить голоса. Живущий в Москве психолог с многолетним стажем, автор многих книг, публикаций и интервью в отечественной, зарубежной прессе и на российском телевидении Сергей Ключников консультировал многих политиков и деловых людей, которые в итоге добивались успеха. В книге посвященной энергетике денег, он подробно излагает свои взгляды на ментальные аспекты жизни так или иначе связанные с финансами. Публикуемое ниже интервью несколько уже и касается мало афишируемой темы роли денег в политике.

- Сергей Юрьевич, как верно сказано в песне «битлов» - любовь не купишь, а вот народную любовь все чаще пытаются превратить в предмет купли-продажи. Избирательные компании превращаются в непомерные затраты на политическую рекламу, с другой стороны без денег и агитационную листовку не напечатаешь. Где же тут золотая середина?
- Коммерциализация политики – тревожная тенденция и многие политики и политические партии – это продукт пиара. И если прекратить вкладывать деньги в политическую рекламу, прекратят свое существование и они. Для устойчивости политика и партии все- таки важна некая идея, которую они несут в мир, а деньги лишь инструмент овладения вниманием, донесения этой идеи до людей. Политические партии непрочны в силу того, что «морально устаревает» их идейный потенциал. И тут уж сколько денег не вкладывай – не поможет. Реклама партии «Наш дом Россия» еще недавно висела на каждом столбе, но где она? А вот основатели мировых религий не влагали ни копейки в свои идеи, тем не менее буддизм существует две с половиной тысячи лет, христианство – две тысячи. Если же не будет глубоких идей, отражающих потребности общества, существующие в стране социальные тенденции, то какие деньги ни вливай – это может дать лишь временную пиррову победу. С другой стороны политика очень часто является бизнесом, покупаются и места в парламенте, в печати периодически появляются материалы о том, что партии торгуют голосами. Какие-то махинации этого рода постоянно попадают в поле внимания правоохранительных органов.

Такая продажность не только аморальна, но и противозаконна. В то же время без рубля и листовки не напечатаешь, ничего не сделаешь и поэтому нужны деньги. Но кто их потратит? И на что? И опять мы приходим к идейной составляющей политики. Чтобы привлечь деньги, чтобы политическую деятельность того или иного рода согласились финансировать богатые люди, чтобы избиратель отдал свои голоса, требуется убедительность, энергия, незаурядная личность. Конечно, нужна хорошая программа, но у нас, как мы знаем, избиратели, еще в большей степени, чем во всем мире, мало читают программы, они верят личностям. Если будет крупная, яркая личность, под нее всегда найдутся деньги. Тот, кто не поддался обезличиванию, сохранил своеобразие, кто умеет говорить на языке народа, символизирует собою здравый смысл и способен совершить поступок, именно тот человек получает признание людей и под это признание могут давать какие-то ресурсы. Тем самым открываются новые возможности.

- Политики 90-х годов много обещали, говорили, но ничего не могли сделать. А люди все-таки верили их предвыборным программам…
- Это, конечно, была пустопорожняя говорильня. Обещали фантастические вещи, а люди верили в них потому, что вообще еще не изверились во всем, как это нередко бывает сегодня. Но бывали и случаи убедительных побед, когда человек совершал поступок и тем самым приобретал политический капитал. В России гонимость очень часто оборачивается капиталом. Ценится решимость, твердость духа. Так выиграл Борис Ельцин. Одно его выступление на Политбюро и его решительные действия против ГКЧП, обеспечили ему десятилетие политической стабильности. Если же он бы действовал «как все», или до бесконечности колебался, никогда бы не обрел такой популярности.

- Наверное, такими качествами и должен обладать лидер политической партия, чтобы она была успешной?
- Несомненно. Лидер должен быть яркой, узнаваемой личностью. Для того же, чтобы быть успешной и привлекать деньги, политическая партия должна научиться привлекать к себе людей. Деньги у людей, чьи интересы партия представляет. Надо научиться завоевать симпатию людей, привлекать в свои ряды личностей, вызывающих доверие, умеющих аккумулировать народную энергию и главное подтверждающих свои слова поступками. Чего сейчас крайне не хватает российской политической элите –это решительного поступка, который бы значительно улучшил жизнь граждан России. Все заняты мельтешением, дешевым самопиаром, поэтому и происходит девальвация личности, девальвация политиков как класса.
- Все-таки бывают и счастливые исключения на местах. К примеру, недавно нашим губернским парламентом принят закон о господдержке сельхозпредприятий. К концу года планируется приобрести новой сельскохозяйственной техники на 4 миллиарда рублей. По первоначальным прикидкам ее общий среднегодовой объем в 8-10 раз превысит объемы поставок техники на село в предыдущие годы. Пожалуй, это поступок властей. Яркий. Запоминающийся.

- Как раз таких вот решительных шагов снизу и ждет народ. Вспомним слова Тютчева о том, что блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые. Вот и политики, берущие на себя ответственность, делая такие шаги блажены. Насколько я понимаю – такой шаг - не подачка, не предвыборный ход, а назревшая необходимость, продиктованная пониманием того, что деревню надо спасать. И потом ведь и людям на местах, и банкирам, дающим ссуды, и депутатам, и губернским чиновникам надо поверить в то, что деньги вернуться. А то ведь как некоторые рассуждают? Закупим продовольствие за рубежом. А тратиться на возрождение нашей деревни - себе дороже. Вот если бы с мест пошла такая волна, Россия быстро бы поднялась и расцвела. А то ведь смотришь – там губернатор, там мэр проворовался. Иссякают последние ручейки доверия. Все держится на тонкой нити доверия к Президенту. И будущему приемнику надо будет очень постараться, чтобы завоевать это доверие. Люди любят вкладывать свои чаяния в будущее, поэтому выиграет та партия, та политическая сила, которая предложит не только решение сиюминутных проблем, но от которых будет веять ощущением будущего. Когда кто-то говорит, что восстановит социализм, то это просто методологически неправильно. Никогда нельзя восстановить что-то. Можно сделать заново. Можно использовать лучшие черты старого, но в новом контексте. Можно взять лучшее, что было в том же социализме или русско-российском двадцатом веке – и построит это в ХХI, та партия которая это способна это сделать – это было бы сильно. Но вместо этого даже терминологически идет реставрация прошлого. Под это не будет кредита доверия, а значит, не будет и настоящих финансов.

- Значит финансирование партии – важнейшая составляющая успеха?
- Конечно, в политике должны быть финансисты и в партиях должны понимать - что такое ценность денег. Среди политиков должны быть люди, обладающие финансовым интеллектом. Способность просчитывать варианты, ценить деньги, хотя не должно быть слепого преклонения перед деньгами И не ради денег должна делаться политика. Любой политик должен обладать очень высоким уровнем коммуникабельности, способностью договариваться. Потому что мы знаем такие партии, которые слишком принципиальны и не умеют договариваться. На каком то этапе принципиальная оппозиционность дает преимущества. Но когда либеральные демократы десятилетиями не могут между собой договориться, все это в конечном счете приводит не только политическим, но и к финансовым потерям. Под такую партию все меньше и меньше будут давать денег. Вообще энергия внимания, сама по себе обладает финансовым магнетизмом. Не зря же на Западе существует такая точка зрения, что мы переходим к экономике внимания. И инструменты рекламы как раз с этим связаны. Поэтому надо работать на то, чтобы уметь предложить вниманию избирателя нечто такое, что является для него по-настоящему привлекательным. Грамотная политическая реклама не может быть «чистым» пиаром. За ней должны стоять реальные дела. А их катастрофически не хватает. Таких вот, как уже работающий в Новосибирской области закон о господдержке сельхозпредприятий. Если же будет грамотное сочетание дел, политической рекламы и финансового интеллекта, включающего в себя и наличие непродаваемых духовных и моральных ценностей, тогда действительно сочетание продаваемого и непродаваемого принесет достаточные суммы, а это позволит использовать новые возможности.
- Если нашу тему немного конкретизировать в рамках отношений бизнеса и власти, о которых так много сейчас пишут. Каким все-таки должен быть разумный баланс между бизнесом и властью, деньгами, потраченными на избирательную компанию и радением за народ?

- По моему глубочайшему убеждению, в России бизнес никогда не сможет купить власть. Власть в России все-таки вопрос харизмы, доверия, а не коммерции. Ельцин пришел к власти, когда его любили. Потом его разлюбили. Он какое-то время удерживался не за счет денег, а за счет админинистративного ресурса, недюжинной силы воли. Путина любили, когда Россия была еще нищей- в 2000 году, и сейчас, когда она становится богатой, его кредит доверия не исчерпан. Алгоритм здесь такой - не все политики бизнесмены, хотя многие политики стремятся уйти в бизнес, в той или иной степени они выступают как лоббисты тех или иных группировок. И все-таки, уверен, бизнес и власть не должны сливаться. У каждого свои задачи, они должны работать над общими проблемами страны, но каждый должен понимать специфику, иначе произойдет подмена и нас поразит такая гигантская коррупция, из которой не выбраться.

- В постперестроечной ситуации оказались сильно востребованы напористость и активность. Но для того, чтобы уметь считать и просчитывать, в том числе и количество затрачиваемых денег на избирательную компанию, надо быть своеобразным шахматистом, стратегом, интеллектуалом, а не просто работающим на пробой ситуации «качком». Что можно посоветовать политику, чтобы от него не отвернулись его избиратели?
- Сейчас психологи во всем мире приходят к выводу, что интеллект, о котором говорил Айзек Айкью ??? – не отражает богатство разных видов интеллекта. Американский психолог Гардер выделяет восемь видов интеллекта. В контексте нашего разговора можно выделить финансовый интеллект, который включает в себя несколько умений. Первое из них – умение чувствовать деньги, уважительно к ним относиться, умение производить расчеты, умение включать образное мышление, представлять в образной форме различные пути зарабатывания денег. Это меняет в человеке даже биохимию организма и его энергетику, и то впечатление, которое он производит. Если он правильно это делает, то рождается внутренняя идентификация уверенного в себе человека, и люди ощущают исходящую от такого человека уважительность, солидность, уверенность, позитив, с ним гораздо чаще идут на какие-то сделки. В понятие финансового интеллекта входит и умение интуитивно ощущать финансовые потоки, умение придать своим действиям по зарабатыванию денег социальный, даже духовный смысл. Нужно научиться относиться к бизнесу, как к инструменту своего личностного, духовного роста. Бизнес в России нелегкий крест. Сейчас в России количество людей желающих завести бизнес с 19 процентов упало до 13. Молодежь не хочет идти в бизнесмены, предпочитает карьеру чиновника. Это своего рода безопасный бизнес, потому что чиновникам все несут взятки. А в то, что будет наведен порядок и аппетиты будут обузданы, мало кто верит. Что касается рецептов по поводу того, как политику или партии не отвратить от себя избирателей, то прежде всего не надо демонстрировать предметы роскоши, гламурный стиль, потому что это будет популярно только у небольшого количества населения. Скажем, у политиков Союза правых сил типа Немцова. Они любят светиться в элитарных тусовках, красоваться. Это обреченный вариант, потому что некая глубинная программа социальной справедливости все равно имеет место. Конечно, если политик за народ, это ощущается. И как народному ему могут простить и комфорт, и богатство. Сейчас люди понимают - что по чем и сколько стоит. Такой политик должен уметь не показывать, а на самом деле иметь те ценности, которые превыше денег.

Юрий ГОРБАЧЕВ.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой