Теория мемов. Взгляд психосинтеза на теорию мемов (миметику)

Восточная версия психосинтеза принимает в общих чертах модную сегодня теорию миметики и мемов (мимов).

Миметика — это междисциплинарная модель мышления (ее основателем считают британского ученого Ричарда Докинза), в основе которой лежат представления о мемах — единицах культурной информации (привычки, навыки, схемы поведения, явления моды, анекдоты и т. д.), которые передаются от одних людей к другим благодаря имитации и научению и являются ментальным аналогом генов

. Докинз утверждает, что мемы локализуются в области мозга и являются мутирующим репликатором, влияющим на культурную эволюцию человечества благодаря своей способности к размножению.

Копирование информации и ее передача происходят избирательно: одни мемы передаются и овладевают умами, другие —нет. Иными словами, мемы развиваются, увеличиваются в своем объеме и захватывают сознание людей благодаря своей живучести и привлекательности.

Она проявляется в том, что мемы борются в нашей памяти за выживание и за возможность воспроизведения.

Последователи  теории мемов -миметики отмечают, что большие группы мемов, которые копируются и передаются совместно разными способами, например, через воздействие СМИ, получили название мем-комплексов (этот подход получил распространение в системе саморазвития человека, называемой спиральной динамикой —SD).

Мем-комплексы передают различные идеи и ценности благодаря способности мозга к усвоению и тиражированию обобщенных или избирательных имитационных моделей —ментальных программ, присущих большинству людей.

Безусловно, мем-комплексы прямым образом связаны с конкретными субличностями и потому обладают элементами персональности.

Их можно сравнить с маленькими человечками внутри нас. Последователи  теории мемов миметики полагают, что для того, чтобы успешно размножаться и распространяться, мемы как единицы культурной информации должны выполнять три главные задачи: 1) максимально точно, без искажений передавать самих себя (тогда можно избежать мутаций), 2) максимально широко распространяться и 3) как можно более длительно по времени воспроизводиться.

Те мемы, которые наилучшим образом решают все три задачи, становятся победителями в процессе эволюции культуры и охватывают целые страны и континенты.

Восточная версия психосинтеза  во многом принимая теорию мемов утверждает, что сознание человека в известной степени является открытой системой по отношению к сознаниям других людей и коллективному бессознательному, в океан которого погружены все персональные человеческие умы и души.

Потому взаимовлияние и перетекание различных идей от одного сознания к другому вполне объяснимы. Границы и естественные преграды между сознаниями, конечно, существуют, есть и ценностные фильтры и ограничения, однако они не абсолютны.

Теория мемов во многом коррелирует с моделью сознания Ассаджиоли(«яйцо сознания»), согласно которой индивидуальное сознание , плавающее в океане коллективного бессознательного не отделено от его непроницаемыми границами.

Напротив, это полупрозрачные границы, позволяющие мыслям и мыслеобразам перетекать от индивидуального сознания в коллективное бессознательное и наоборот.

Мысль, пришедшая нам в голову, может быть рождена и придумана другими людьми, которые разделяют иные ценности, нежели мы, но она не так уж редко проникает сквозь заградительную сеть нашего эго.

И, в отличие от охраняемых границ между государствами, пограничные службы которых жестко реагируют на проникновение диверсанта или перебежчика, наше сознание куда более открыто.

Правда, это чаще происходит в тех случаях, когда сознание и системы мышления другого человека созвучны нам, но в немалом числе случаев люди увлекались совершенно иными идеями, которые захватывали их умы не через внешний источник, обучение, прямое влияние, а благодаря тонкому, подспудному влиянию и проникновению мемов.

Иногда подобные мысли исполняют роль интуитивного сигнала, предупреждающего человека об опасности или подсказывающего ему новые возможности и перспективы.

Именно от уровня развития человеческой интуиции, отвечающей в том числе и за распознавание истины, зависит то, как воспримет человек эту мысль - отвергнет ее как нечто чужое и постороннее или же все-таки прислушается к неясной информации и попытается ее проверить.

 

 


Работа над собой