Борьба бессознательных и сознательных сил


Восточная версия психосинтеза разрабатывает тему динамики взаимоотношений между бессознательными, сознательными и сверхсознательными процессами более подробно, нежели классический психосинтез.

Борьба сверхсознательных и бессознательных  сил внутри нас неизбежный и неотъемлемый фактор нашей души.

Бессознательные программы вторгаются в поле сознания по иным законам, нежели сверхсознательные идеи, энергии и состояния.

Если сверхсознание входит в нас как очень деликатный гость, как правило, со стуком, без давления и соблюдает принцип добровольности, немедленно удаляясь, если человек по тем или иным причинам не хочет помощи от высших частей самого себя, то бессознательные импульсы очень навязчивы и подобны телерекламе.

Они могут многократно и подолгу бомбардировать поле нашего сознания, добиваясь возможности войти в него и овладеть центром принятия решений.

Если человек впустил в себя разрушительное настроение, оно, войдя в поле сознания, отключает критичность, делает его, как говорят буддисты, «помраченным» и буквально порабощает свободную волю человека, на время превращая его в раба соблазна, ярости, депрессии.

Потому борьба бессознательного и  сверхсознания продолжается внутри нас непрерывно.

Потому большую роль играет сохранность мембраны, или защитной оболочки «яйца сознания», которая обороняет индивидуальное сознание от вторжения хаотических или разрушительных сил коллективного бессознательного.

Следует отметить, что в сферу индивидуального сознания могут вторгаться не только безличные психические образования коллективного бессознательного, но и мыслеобразы, идеи, импульсы от другого человека.

Петро Ферруччи утверждал, что даже субличности могут мигрировать за пределы психики их хозяина.

В этом случае они могут превращаться в мыслеобразы более мощного характера, некие идеи или мемы, вторгающиеся в сознание других людей и оказывающие на них прямое влияние.

Борьба бессознательного и  сверхсознания проявляется Вторжение деструктивных программ низшего бессознательного может принимать разнообразные формы и проявляться в виде:

1) возрастающего давления, противостоять которому становится все труднее;

2) постепенного и незаметного влияния на сознание некоего тумана, снижающего уровень бодрствования и устанавливающего в душе атмосферу сумерек и сна (вспомним высказывание: «Сон разума порождает чудовищ»);

3) «вулканического» выброса необъяснимых страстей, эмоций и желаний;

4) некоего «вплывания» соблазна, воздействия на эмоциональный центр, запускающего механизм соблазна и «разлития» (термин из святоотеческой литературы), после чего негативная программа полностью овладевает человеком.

Очень выразительно эта борьба  бессознательного с сверхсознанием описана в святоотеческой литературе, в учении о борьбе с «прилогами», «сочетаниями», «пленениями», «страстями» и «пороками».

Вначале на человеческое сознание воздействует некая внешняя негативная («греховная») мысль, влияние, стимул, называемый отцами церкви «прилогом».

Если он оказался созвучен духовно неокрепшей душе, то происходит его связь или «сочетание» с какими-то темными страстями или помыслами, населяющими наше сознание.

После установления этого раппорта человеческая душа становится открытой для повторного, более сильного, нападения этой темной мысли, завершающейся «пленением» нашего внутреннего мира соблазном.

После этой стадии  борьбы бессознательного против сверхсознания разум человека временно помрачается, совесть усыпляется, связь с высшими частями пресекается и центр принятия жизненных нравственных решений оказывается захваченным темной программой.

А она подталкивает человека выбросить переживаемый им психоэмоциональный яд вовне, совершить некий низменный негативный поступок и удовлетворить разгоряченные эмоции, или «страсти».

После того как человек идет на моральное или даже юридическое преступление и совершает негативное действие, на какое-то время ему становится легче и страсть отступает, но затем разрушительные желания возвращаются и вновь толкают человека к повторному действию.

Совершая его и испытывая новые, щекочущие его низшую часть эмоции, человек переходит к стадии «порока».

Влияние сверхсознательных программ на человека и их вхождение в поле сознания происходит тремя основными способами.

Либо это постоянное воздействие на человеческое сознание в виде энергетического луча, подпитывающего нашу жизненную активность, оживляющего сердце и пробуждающего сознание.

Либо это ответ на активные попытки человека установить связь с духовным миром с помощью молитвы, медитации, внутреннего обращения к высшему «Я», ангелу–хранителю, Богу.

Либо это спонтанная и неожиданная для человека помошь «сверху» в критических и опасных ситуациях, даже если терпящий бедствие об этом не просил или не понимает опасности (при условии, что сам он себя спасти не сможет или так и не увидит угрозы).

Сверхсознание  прямо не  ведет борьбы против бессознательного.

Оно как мудрый правитель или поощряет человека за правильный выбор, поступок, решение в виде своеобразного бонуса положительных переживаний, или, наоборот, умеренно наказывает за отклонение от правильного курса, включая довольно болезненный механизм угрызения совести или просто отключая помощь и предоставляя самому упрямцу вдоволь побарахтаться в луже его отрицательных эмоций.

Игра и борьба сил и влияний бессознательного и сверхсознания за наше внимание, поле сознание и выбор — очень яркие и выразительные.

Но не всегда эта игра может быть уподоблена ожесточенным сражениям. Нередко человек живет в состоянии некоего перемирия.

Иногда влиянию свыше противостоят не демонические программы или адские мысли, а серая, инертная масса вялых эмоций и стереотипов, принадлежащая среднему слою и состоящая из лени, суеты, приземленных эгоистических мыслей.

 Именно они тормозят все попытки сверхсознательных структур улучшить внутренний мир человека.

Происходят процессы, похожие на те, что и в общественно-государственной сфере, где позитивные, реформаторские идеи чаще всего одолевают не столько откровенные враги, сколько безликий чиновническо-бюрократический аппарат.

Именно так силы психологической инерции тормозят программу светлых, эволюционных, сверхсознательных влияний. И делают это более эффективно, нежели откровенное зло, живущее в глубинах низшего бессознательного.

Потому теплохладная мещанская психология обличалась в духовных учениях и религиях еще более жестко, нежели откровенное, духовно слепое зло:

«За то, что ты не горяч и не холоден, но тепл, да исторгну тебя из уст времен» («Откровения Иоанна Богослова»).

Каким образом каждая из трех сфер сознания (низшее, среднее и высшее бессознательное) привлекает к себе внимание и как меняется внимание при сосредоточении на каждой из сфер?

Как происходит эта борьба бессознательного против сверхсознания?

Прежде всего меняются степень его сознательности и эмоциональная окраска.

Оно как бы пропитывается энергиями объекта (и потому, кстати, в духовных традициях не разрешалось концентрироваться на денежных знаках).

В случае если объектом внимания становятся мысли, чувства, желания, импульсы, имеющие своим происхождением низшее бессознательное, особенно когда это деструктивные и негативные программы, внимание теряет волевое наполнение и осознанность и порабощается разрушительной энергетикой.

Оно становится как бы липким, как взгляд навязчивого человека, и поддерживается низшими эмоциями и телесными страстями.

Такое внимание предполагает отождествление человека с психической реальностью и ценностями, связанными с подвалом его психики.

Человек, сосредоточенный на целях низшего бессознательного, истощает свой ресурс и уже не способен всерьез сконцентрировать внимание на сверхсознательной творческой и духовной реальности.

Поворот внимания к сверхсознательным целям и ценностям возможен, но в данном случае это становится возможно только после падения человека на самое дно: по-другому, разбойники не раскаиваются.

Если интересы и устремления человека нацелены на среднее бессознательное и человек погружен в эгоистические повседневные заботы и быт, внимание часто рассеивается, становится хаотичным, тусклым.

У него не остается свободной энергии ни для того, чтобы всерьез поддаться искушениям своего низа и уйти в психопатологические программы низшего бессознательного, ни для того, чтобы сосредоточиться на духовных исканиях и совершенствовании.

И хотя возможность для изменения вектора своего внимания у человека всегда есть, поскольку в его глубине живет высшее «Я», посылающее импульсы и сигналы, зовущие к совершенствованию, эта возможность чаще всего не реализуется: слишком велика инерция повседневности.

Человек попросту не слышит и не распознает высоких сигналов. В результате упорной борьбы бессознательное в нем постепенно побеждает сверхсознание.

Если же человек встал на путь творчества и совершенствования и пытается сконцентрироваться на сверхсознательной реальности, он имеет свободную энергию и для сосредоточения как на своем среднем бессознательном, так и на низшем.

Однако такое сосредоточение не предполагает какого-то эгоистического интереса, любопытства или любви к такого рода мыслям, чувствам и ценностям.

Духовный искатель может концентрироваться на этих этажах психики, имея совершенно иные установку и отношение к ним.

Он понимает, что должен уделить внимание этим двум этажам своего сознания, поскольку это то, чем он является на данной стадии развития, и без их преобразования продвижение к высшему этажу невозможно.

Потому он изучает то, что происходит в них, как бы со стороны или с некоей внутренней высоты, стараясь ни в коем случае не отождествляться с этими процессами.

Концентрируется он на каждом из этих этажей по-разному.

За процессами, происходящими в среднем бессознательном (ежедневные ощущения, чувства и мысли), он наблюдает с глубинной установкой на постепенное упорядочивание их хаотического движения и одухотворение их изнутри.

При правильной внутренней работе над собой любая деятельность, вплоть до очистки выгребных ям (что, кстати, входило в обязательную практику выработки смирения у суфиев), становится мощным инструментом преображения духа.

Процессы низшего бессознательного (стремление подавленных желаний выйти на поверхность, смутное движение психокомплексов, вулканические выбросы инстинктов, брожение забытых воспоминаний и нереализованных программ) нуждаются в более глубоком преобразовании.

Потому человек, ведущий внутреннюю работу, направляет на них внимание с глубинной целью растворить их и очистить себя от непросветленной части психики.

Это важная часть внутренней работы человека над собой, которая приводит  тому, что сверхсознание побеждает деструктивную часть бессознательного.

Порой ему приходится входить своим вниманием в их глубину до самого дна для того, чтобы полностью трансформировать весь их состав и овладеть скрытой энергией, запертой в их основании.

Концентрация и даже проникновение в глубину своего бессознательного без отождествления ведет к чудодейственной волшебной трансформации всех этих помраченных слоев сознания. Внутреннее «Я», словно солнце, высветляет тьму.

При серьезной и регулярной практике внутренняя территория бессознательного очищается столь радикально, что у человека практически исчезает то, что принято называть внутренней тенью.

Просветленный человек больше не отбрасывает на мир тень, которая и есть низшее бессознательное.

Все в его психике при получении просветления становится внутренним светом.

Между этажами нашего сознания нет непроницаемых перегородок. Можно подняться на самый верх с любого уровня падения, точно так же можно опуститься на самое дно с очень большой высоты, что подтверждает нам легенда о падении Люцифера.

Потому в многоэтажной психике человека идут постоянные обменные процессы между низшим, средним и высшим бессознательным с невероятно интересной динамикой.

Причем идут они по вполне определенным законам, не отменяемым еще со времен легендарного древнеегипетского бога Гермеса Трисмегиста, оставившего нам в своей знаменитой «Изумрудной скрижали» (TabulaSmaragdina) формулу великого подобия:

«Нет ничего вверху, чего не было бы и внизу, и наоборот»). Главный же закон заключается в том, что высшее управляет низшим.

Перефразируя эту формулу в ключе психосинтеза, построенного гениальным флорентийцем на основе сакральных знаний, можно сказать, что невозможно подняться снизу вверх, не изменившись и не трансформировав себя в подобие высшего (единственный путь), но спуститься вниз можно двумя путями:

1) деградировать и уподобить себя низшему бессознательному и 2) сохранить и даже усилить себя и присутствие духа, преобразив низшее в подобие высшего.

Важно отметить, что практика интуитивного созерцания динамики процессов своего низшего и среднего бессознательного может произойти только в том случае, если внутренний наблюдатель находится в области сверхсознания.

Иначе невозможно познать себя, увидеть борьбу бессознательного и сверхсознания.

Один из механизмов преображения, достигаемого с помощью подобного интуитивного созерцания, заключается в том, что в процессе такой психосинтезирующей работы над собой, сближающей все три этажа сознания, у человека многократно расширяется и очищается поле сознания.

Оно захватывает и те слои, что находятся как бы над сознанием, и те, что связаны с низшим бессознательным.

Если мы возьмем поле сознания святого или просветленного мудреца, мастера жизни, то у него будет сверхъобъемное поле сознания, обладающее силой реализации.

По мере расширения и усиления поля сознания проясняется видение, повышается энергетика, собранность человека, раскрывается глубинный эмоциональный потенциал, пробуждается жизнь души и сердца.

 


Работа над собой