Обо мне. Информация о профессиональной деятельности психолога Сергея Ключникова

Обо мне

Мои учителя и люди, оказавшие на меня влияние

Для меня учитель жизни – это не обязательно мастер йоги в индийском ашраме, или мудрый даос в китайском монастыре, или опытный супер-психотехнолог в европейском университете.

Хотя мне приходилось много приходилось бывать и в самых закрытых ашрамах, и в западных Центрах психотехнологий, мне гораздо ближе восточная формула: «Каждый человек на твоем жизненном пути – твой учитель, ибо чему-то научиться можно у каждого».

И все же я могу назвать себя счастливым человеком - мне в жизни очень везло на удивительно интересных, глубоких и сильных людей, которые очень сильно повлияли на мое развитие. Одни из них действительно живут в Индии, другие – в Европе или в Америке, но большая их часть – мои соотечественники. Все они – люди очень разные и по возрасту, и по профессии, и по судьбе.

Но всех их объединяет одно редкое качество: огромная сила духа и воля к саморазвитию. Я бы определил это качество как «сознательная эволюция». Каждый из тех, о ком я пишу, дал мне что-то очень важное, и мне хочется рассказать вам об этом.

Интервью с Сергеем Ключниковым

«Главный вопрос современной психологии – во что мы себя развиваем и куда хотим прийти?»

- Есть ли у вас свои правила жизни?

- Во-первых, мое правило: если ты посадил укроп, из него не вырастет редиска. Что посеешь, то и пожнешь. Если ты хочешь в будущем достичь какого-то результата, прежде ты должен заложить причину. Только так. Это ощущение причинно-следственного закона жизни мне очень свойственно. Я всегда чувствую, как события моей жизни вытекают из моего прошлого, и как я закладываю будущие события. Это касается и отношений с людьми, и обстоятельств жизни, и работы. А если происходит то, что кажется случайным – я прекрасно понимаю: и оно имеет свою закономерность, свой корень, оно из чего-то проросло. Отсюда вывод: если ты видишь нечто, что тебе непонятно – подумай о том, кто бросил это зерно в твою жизнь.

Второе правило звучит довольно банально: относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Во мне с детства жил изначальный кредит доверия к человеку, каким бы он не был. Чем лучше ты это правило соблюдаешь, тем больше вокруг тебя друзей и просто хороших людей.

Третье правило я получил от Гурджиева. Как-то его спросили: «В чем секрет успеха всех ваших начинаний?» Он ответил: «Я всегда что-то делаю». Это относилось и к внешним действиям, разумеется. Но суть в другом - Гурджиев занимался эзотерическими практиками, суфийской алхимией – он избавлялся от механичности, выплавлял внутри себя кристалл сознания, создавал внутреннего человека.

И вот это умение работать внутри себя, со своим сознанием, «всегда что-то делать» – это одно из правил жизни. У меня нет пустого времени, я всегда сознательно использую этот ресурс. Каждый миг – это моя возможность. Время – это великая ценность, оно отмерено нам по жесткому лимиту, и убивать его – грех и глупость.

Ну, а четвертое правило: всегда будь готов к тому, что из любого начинания может получиться не совсем то, что ты планировал. Причинно-следственные цепочки – очень длинные, и корнями уходят так глубоко! Поэтому зачастую твои цели реализуются не так, как ты хотел. Для меня эта готовность и к чудесному, и к ужасному в своей закономерности варианту событий – очень важна. Она дает большую внутреннюю свободу и придает жизни поэтический вкус.

Ведь человек – это, по сути, некая волна, существующая в океане этого мира. Вроде она и сама по себе, но это часть океана. Кому-то кажется, что этот мир враждебен, другой считает, что он дружелюбен. А океан просто живет и преследует свои цели.

Если ты к нему обращаешь свое тепло, интерес, дружелюбие, то и он к тебе – тоже. Он дает тебе все нужные ресурсы, кормит тебя, открывает свои тайны и возможности, учит. Это, как в химии, реакция среды. И если ты не обладаешь достаточной устойчивой, сильной волной для самоподдержки на пути к цели, то мир тебя размывает.

Это и есть энтропия. Нужно поддерживать устойчивость своей волны и у хаоса отвоевывать свою площадку. Вот еще одно из моих правил. Ведь в этом мире все убывает. Жизнь есть бесконечная потеря, если не противодействовать сознательно этому процессу. Поняв это, я и занялся поиском медитативных практик.

Ну, и наконец: как много бы ты ни работал, как бы ни был увлечен своим делом, всегда нужно давать себе хотя бы краткие периоды недеяния. Восток учит нас: недеяние – вот наше главное деяние. И оно идет только на пользу твоему делу. Потому что в такие моменты происходит обновление твоей энергетики.

- С кем вам интересно соревноваться в этой жизни?

- Ну, в первую очередь, с самим собой. В человеке заложена волшебная способность к рефлексии, и ты можешь сделать самого себя объектом для восприятия. Интересно соревноваться с собой прошлым, молодым. Интересно понять, можешь ли ты выдерживать те нагрузки, которые выдерживал в молодости. Ну, и, конечно, профессионал должен владеть предметом и знать, что делают коллеги вокруг – те, кто работает со мной в одном жанре.

Я смотрю, что делается вокруг – в психологии, в изучении предельных состояний, в области восточных практик. Прямого соревнования нет, потому что коллеги в этом забеге реализуют себя на параллельных дорожках. Да это и не марафон, и нет внешних судей. Мера удовлетворенности каждого заложена в нем самом, и судья тоже сидит внутри нас.

Поэтому я стараюсь, чтобы изучение опыта других не мешало мне, иначе это будет потерей самого себя. Пусть это будет просто жизнь, самодостаточная вселенная. Есть белая и черная зависть. Черная – это болезнь. Ее мы не обсуждаем. Ну, а белая пусть будет полезным стимулом твоей активности. Если есть чему поучиться у коллег, почему бы и нет?

Но стремление «уделать», потопить конкурента, выведывать ноу-хау, отслеживать его поиски, играть на опережение – вот это мне кажется проявлением слабости. Так же, как и желание закрыть, спрятать свои наработки. Если я, например, родил какую-то идею, и кто-то желает ей воспользоваться – ну, и ради Бога, пусть работает. Я рожу еще десять новых идей. Все равно ведь так, как я это сделаю, не сделает никто.

- Что для вас в этой жизни всерьез?

- Творчество. Работа с людьми. Близкие, моя семья. Духовный путь. Эмоциональное состояние - главный индикатор правильности моего движения. Плоды, которые я оставлю. Страна, в которой я живу. Профессия. Судьба планеты. Друзья. Природа.

- Соответственно, что для вас вообще никогда не всерьез?

- Чиновничья сфера. Любые формальные условности. Светская тусовка. Поп-культура. Препятствия. Необходимость напряжений. Любые усилия для меня как раз привычны - я лучше умею напрягаться, чем расслабляться. Один из моих недостатков – неумение бросить. Слишком многое хочется удержать, контролировать, решить все задачи.

- То есть, вы человек очень серьезный?

- Не без этого. Я ловлю себя на том, что порой отношусь к проблемам клиентов гораздо серьезнее, чем они сами. Знаю, что это не всегда профессионально, но иногда, когда вижу, что человек не хочет делать того, что ему поможет, я все-таки упорно стараюсь убедить его в необходимости этого. Я стараюсь передать ему свое понимание, свой импульс, желание добиться цели или решить проблему.

-Что за свою жизнь вы узнали о женщинах?

- Это существа из другого мира. С планеты Венера. Для них целеполагание мало что значит, для них важны чувства, причем сейчас, здесь и теперь. Логика их загадочна, мало совпадает с нашей, и нужно делать усилия, чтобы понять друг друга.

Зато они способны на такие прекрасные чувства, до которых нам далеко. И когда они в резонансе с нами, мы сможем свернуть горы! А когда резонанса нет, то это военный конфликт, просто войны крестоносцев. Правда, в последнее время женщины меняются, становятся активнее, рациональнее, трансформируются в какой-то новый вид...

- Принято думать, что сейчас наступает новый матриархат, грядет глобальная Эпоха Женщин. Как вы думаете, что в этой ситуации произойдет с мужчинами?

- Если принять закон больших чисел, то где-нибудь послезавтра матриархат вполне возможен. Это произойдет, если мужчины перестанут учиться или будут проявлять одномерные усилия чисто в деловой плоскости. Я не исключаю, что такой вариант возможен.

Даже, скорее, так и будет – мир развивается волнами. Последнее тысячелетие и на Западе, и на Востоке это был чисто мужской мир, который устанавливал свои правила игры. И по принципу компенсации – да, может наступить новый матриархат.

Но в этом случае нужно, чтобы мужчины сознательно и по уму передавали бразды правления женщинам, как уходящий президент - новому. Нужен установочный переходный период, выработка новых правил игры. Если этого не будет, и мужчины де факто будут деградировать, а женщины - брать власть, то произойдет нарушение некоего базового равновесия в мире

. Во-первых, произойдут изменения в самих типах, связанные с утерей сущностных признаков. Женщины станут мужеподобными, а мужчины – женственными.

А во-вторых, новый миропорядок может стать хаотичным, иррациональным, полным новой дискриминации. Все зависит от того, в какой степени мужчины будут влиять на правление женщин. Наверное, войн в этом случае будет меньше – женщины все же миролюбивее.

Но при этом традиционные миры мусульман с их жестким мужским доминированием абсолютно не примут новых форм правления, построенных по типу западной эмансипации. Честно сказать, это чревато такими конфликтами, что «правящему классу» женщин мало не покажется! В силу мультикультурной, мультицивилизационной модели мира это сценарий не самого близкого будущего.

Но если наступит этот новый женский мир, и если это будет не гармония, а диктат, как бы женское отмщение (как страны Африки за дискриминацию сейчас предъявляет иск по полной программе – стоит уступить, и все, черная раса будет доминировать над белой) - ну, и чем этот женский диктат будет лучше прежнего, мужского миропорядка?

Хотя все же процесс закономерный. Женщины действительно слишком долго были в покое, в статике. И сейчас по закону маятника проявляют огромную активность. Я это наблюдаю на всех семинарах, тренингах, консультациях – аудитория на 70 % состоит из женщин. Они активно учатся, они быстро все усваивают, они пластичнее, легче меняются.

- То есть, современная психология - это продукт, потребляемый женщинами?

- На сегодняшний момент – да. Реванш женщин был предсказуем. Слишком долго они были в пассивном состоянии. Но если женщин слишком далеко занесет в мужские игры, произойдет переполюсовка, реконкиста, это заставит женщин маскулинизироваться, и они что-то важное утратят. У них особая физиология, морфологические признаки, не предназначенные для войны.

- Вы разрабатываете жизненные сценарии для других. Как вы разрабатываете свой?

- Прежде всего, я слушаю себя. Чего я хочу в будущем? Вслушиваюсь в голоса детства, голоса предков, в свое прошлое, в голоса тех программ, что живут во мне, в свой потенциал. Затем представляю себе то будущее, то пространство, куда я хотел бы прийти, и наполняю его теми целями, смыслами, ценностями, которые для меня важны.

Без зримой цели, без ясного образа своего будущего ты в него никогда не попадешь. Чтобы приплыть туда, куда ты хочешь, надо плыть именно туда, а не по течению. Программу нужно сознательно включать, чтобы она повторялась. Психика должна любить и хотеть работать в нужном тебе направлении.

Для меня есть три признака верного пути. Первый: когда идешь к своей цели, ты должен чувствовать «попутный ветер», не должно быть сильного сопротивления обстоятельств. Второй: твоя работа должно доставлять тебе радость. И, в-третьих – цель должна быть связана с твоей миссией. А миссия – это воля Создателя в твоей жизни. Ну, а коридор для движения пусть будет достаточно широк.

И чтобы не было мучительно больно, надо ежедневно возобновлять свои усилия, чтобы порождаемая тобой волна энергии, твой космос были сильнее хаоса жизни, а это огромная инерционная сила. Твой креативный, творящий потенциал должен быть сильнее ее. Увлекательнейшая задача – конструирование собственной Вселенной.

- По каким признакам вы определяете, что человек живет не свою жизнь?

- Ну, прежде всего это его субъективное состояние. Доволен ли ты тем, как живешь, или ты – страдалец, раб, вкалывающий на кого-то? Признак номер один - удовлетворенность повседневностью. Второе – это объективный результат. Там делаешь – не получается, тут делаешь – снова не получилось. Когда ты живешь свою жизнь, это не может быть вечным крушением. И третье – это как люди тебя воспринимают. Если ты кому-то помогаешь, то тебе всегда идет отдача, тепло извне.

- Вы – уверенный в себе человек?

- Я уверен в себе. Но не стопроцентно. Стопроцентная уверенность в себе, с моей точки зрения - это остановка в саморазвитии. Ты перестаешь учиться. Нужен какой-то зазор, потенциал для учебы и обновления. Если ты стопроцентно уверен в себе – зачем тебе учиться, меняться, двигаться дальше? Какой-то процент я оставляю себе для плодотворных сомнений.

А что касается уверенности в общении, то, опять-таки, если ты абсолютно уверен в себе, то где тогда открытость, свежесть восприятия, готовность признавать свои ошибки, чему-то учиться от человека? Сократ говорил: сомневайся всегда и во всем. Он был очень ясным, уверенным человеком, он всегда переспаривал всех – но при этом в нем жило святое зерно неуверенности, он всегда как бы заново начинал искать истину. В этом плане я стараюсь этот баланс поддерживать.

- Когда вы последний раз плакали? Приемлемо ли это для вас, как для мужчины – плакать?

- Ну, современная реальность оставляет нам право только на скупую мужскую слезу. В этом смысле, я традиционный мужчина. Крайне редко я это делаю. Отчего можно заплакать? Либо от огромного горя, либо когда ты нанес другому человеку какую-то травму, что-то такое ужасное с ним произошло, и ты тому виной. Наверное, можно заплакать, если не реализовалась какие-то главная мечта жизни, и этого уже не поправить. Есть еще слезы умиления, восторга.

Но это не плач, конечно, а такое особое увлажнение глаз. Как человек, изучающий многие духовные культуры, я знаю, что во многих традициях чистые слезы покаяния или умиления составляют неотъемлемую практику духовного пути – в православии, суфизме, даосизме. Я об этом состоянии знаю, но не могу сказать, чтобы раскрылся в этом до конца, чтобы это легко мне давалось. Видимо, мной довлеют западные предрассудки – что мужчина должен быть мужчиной.

- Что вас раздражает в окружающем?

- Глупость, агрессивность, предательство, мелочное своекорыстие. В современном мире появилась такая тенденция – содрать что-то. В услугах, в делах, в деньгах, во времени. Вот, недавно поймал себя, что меня крайне раздражает, что в новых правилах междугородних переговоров тебе металлическим голосом впариваются абсолютно ненужные услуги, и ты обязан это слушать.

Можно же было это как-то по уму сделать? Раздражает непрошенное вторжение в суверенное пространство моей личности, ее навязчивое усложнение. Паразитизм на тебе всеобщий – раздражает.

- А в себе что-нибудь раздражает?

- Несмотря на то, что я учу других, некоторые базовые вещи и программы во мне тоже меняются с трудом. И чтобы их изменить, требуется готовность к жертвам, к отказу от того, что ты наработал. Вот эта готовность к отказу ради того, чтобы броситься в неизвестное - при неочевидной выгоде - дается мне с трудом. И это раздражает.

- Одни психологи считают, что себя нужно целиком перекраивать - менять, развивать, учить. А другие говорят: ничего не в себе изменяй, прими свою уникальность - даже если в ней есть что-то негативное, это же твоя природа! Какой из этих подходов результативнее, скорее ведет к успеху?

- Я думаю, оба эти подхода правомерны. Конечно, себя нужно менять. Но невозможно ничего поменять в себе, пока ты сам себя не принял. Принятие – это когда ты увидел себя целиком и согласился с этим, ничего не подавляя и не вытесняя: да, на данный момент я такой!

Это ложная дилемма: менять – не менять. На самом деле, это две стороны одной медали. Какая-то часть тебя всегда останется уникальной. Если ты будешь насильственно менять свое ядро, ты можешь повредить в себе что-то, но суть останется прежней. Прими это в себе. Это - как форма головы.

Невозможно же пластической операцией изменить форму черепа. Это химерическая идея, по определению Льва Гумилева. Когда мы видим, что человек из подражания вкусам времени пытается менять свою природу – это неумно. Тут нужен тонкий баланс. Прежде всего, надо разобраться со своим целями и понять, почувствовать свою судьбу.

Когда дипломат старается стать бизнесменом, а художник – политиком, толку из этого не будет. А если и случилось, что тебя занесло не в свою сферу, никогда не поздно переиграть ложный сценарий. Что же касается работы с негативными программами в себе, искажающими твою природу, то их в себе нужно убирать осознанно, постепенно изменяя психические пропорции, с удовольствием и со вкусом шлифуя характер. Есть формула - «изменяться, не изменяя себе». Мне она очень близка.

- Умеете ли вы смеяться над собой?

- Думаю, да. Обычно - за компанию с другими. Правда, есть вещи, над которыми я в себе не буду смеяться, даже если другим они кажутся смешными. Некоторые мои личные заморочки для меня очень значимы, а кому-то кажутся бредом или чудачеством. Я готов смеяться над незначимым в себе, но не люблю, когда кто-то пытается иронизировать над важными для меня заморочками. Правда, чем более в тебе проявляется созерцательность, понимание закона убывания всех вещей, изнанки жизни – тем больше хочется смеяться.

- А что в себе вы находите действительно смешным?

- Розовые очки по отношению к людям. И привычку наступать каждый раз все на те же грабли. Когда про тебя говорят: ну, ты в своем репертуаре! Это смешно и в себе, и в других. Но знаете, если над другими смеешься, то над собой – улыбаешься…

- Вы считаете себя природным лидером?

- Ну, я никогда не был комсомольским вожаком, из тех, которые потом вырастали в чиновников, в партийных боссов. Но в компании я всегда выделялся тягой к саморазвитию, поиском креативных путей – в этом плане я всегда был лидером. Например, в школе я увлекся спортом, ходил на секции, много качался, потому что от природы не был крепким – и увлек за собой весь класс. И из других классов за мной потянулись. Вдруг все начали за мной ходить на штангу, все стали качаться.

Потом возник у меня перфекционизм в учебе – мне захотелось учиться на отлично. И в старших классах у меня были только пятерки – мне это нравилось, я находил в этом удовольствие. И в любом коллективе в смысле саморазвития я всегда был лидером, увлекал за собой людей теми идеями, что были мне интересны. И потом мне легко было найти себя, стать экспертом по саморазвитию, учить людей учиться.

- Как вы полагаете, а люди вообще-то способны чему-то учиться? Есть ли у них потенциал свободы, возможность для саморазвития? Или все это иллюзия, и, как говорил тот же Гурджиев, мы – просто социальные машины, продукт чужих программ? Что говорит об этом ваша система?

- Конечно, люди во многом механистичны, продукт программ. Ну, например, физическое тело – это же мощнейшая генетическая программа работает! Точно так же и с психикой – еще американский психолог Тойнч нашел, что психогенетика совпадает с восточным понятием «родовая карма», это программы, вложенные в нас нашими предками.

Внешняя среда закладывает в человека сильнейшую программу, шлифуя из индивида социальный продукт. Это закладывается еще в детстве. А бывает мощнейшая личностная программа – выбиться, подняться, во что бы то ни стало «сделать» других! И это тоже программа. Есть рефлекторные реакции организма – это в чистом виде механизм. Оскорбили – обиделся. Похвалили - расцвел.

А есть индивидуальные программы жизни – и это твой жизненный сценарий. Их можно переписывать. Ты либо живешь, работаешь и стареешь, как все – или вдруг ты хочешь не как все, а реализоваться сполна, глубоко, и это более высокая программа. И вот здесь появляется возможность свободы. Но на самом деле, в человеке божественно все.

Если бы были божественны только изменения, то стабильные признаки не выковывались бы. Стабильная, инерционная часть – тоже от Бога. Это ритмы эволюционной программы, ее трудно убыстрить. Нежелание меняться, расти – это тоже программа. Хочется пожить, погреться под солнцем удачи, покоптить небо и уйти, не оставив и следа. Вот это – программа машины, запрограммированной на потребление.

- Как человек может выйти на уровень свободы от программ?

- Главная освобождающая техника - включить внутреннего наблюдателя, практику осознавания. Причем, с одной стороны, он является твоим инерционным образованием: ты постоянно наблюдаешь за собой, и это как выработка органа, повторяемость реакций.

Но, с другой стороны, осознавание – твой освободитель, это твой путь к свободе. Идти по пути проактивной революции – не реактивных реакций, а долгосрочной стратегии - это увлекательнейшая задача! Это трудно. Да и не всем это нужно.

Французские булочники не понимали: зачем император Наполеон воюет? Можно же просто жить, торговать и радоваться жизни. А его просто перла абсолютно неукротимая энергия завоевания, расширения, экспансии!

Он осуществлял сдвиг мира, ибо в те времена только через войны соприкасались культуры, обновлялось сознание, вводились новые законы. Вообще-то путь к свободе - это удел сумасшедших, с точки зрения обывателя.

- Кем про себя вы считаете себя?

- Внутри я – искатель. Скульптор, пытающийся овладеть пластической материей своей жизни. А она ускользает. Именно скульптор, я настаиваю на определении.

Либо ты лепишь нечто из обстоятельств, либо из самого себя. Чувство овладения дает сладкие минуты, которыми хочется поделиться с другими людьми. А с другой стороны, я часто не понимаю, почему это так непросто, дается с таким трудом? Хотя, если бы было просто, то я остановился бы в развитии. Я леплю образ себя, своей удачи, назначения, цели.

- Сегодня считается хорошим тоном процитировать христианскую заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и сделать акцент на второй ее части. Всех вдруг озарило: мы же не умеем любить себя - а без этого и другого любить невозможно! Надо срочно учиться любить себя! Что вы думаете о такой постановке вопроса?

- Традиционный христианский взгляд предполагал, что человеку нужно учиться любви к ближнему, ибо себя он любить умеет, это его изначальная природная данность. Но сегодня отчужденный от своей природы человек находится в другой позиции.

Да, надо любить себя, быть в гармонии с собой, видеть в себе божественную искру, и только тогда вы сможете возлюбить ее в другом. Если же вам внутри плохо, скучно, тяжело, дискомфортно, и при этом вы пытаетесь любить другого, то это либо худосочное теоретизирование, либо это насилие над другим, страсть, которой вы заражаете другого против его воли.

- По Фрейду, все мы очень многое в себе не принимаем, отвергаем, и эта область самоотвержения в нас постоянно растет.

- Да. Если у человека дисгармоничное ощущение своего тела, он не сможет передать импульс любви другому. С другой стороны, современная эпоха – это эпоха гедонизма. В этой формуле «Возлюби ближнего своего, как самого себя» сегодня отвергнут Бог, отвергнут ближний, осталась только любовь к самому себе – причем, это оправдание и культивация низости, эгоизма.

У Достоевского есть рассказ, в котором герои произносят знаменитую фразу: «Заголимся и обнажимся», - то есть, возлюбим в себе животное начало. И все в это вцепились, и сейчас масса есть тренингов, курсов, учащих «любви к себе». Убрана христианская составляющая – будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный. Осталось только оправдание скотского начала

. Но это, знаете ли, дохлый номер. Не получится большой и чистой любви к собственной грязи. Я всегда на тренингах и консультациях вскрываю такие умонастроения. Да, современному невротику, полному конфликтов, неуверенности, зажатости, телесных блоков нужно учиться любить себя. Но не уродства свои любить себя, не себя со всеми потрохами, а то божественное, что в тебе сквозит, твой идеальный замысел. И нужно его в себе открывать. Да, я пока маленький, слабый и не крутой.

Но я один такой, мне дан мой уникальный путь, и я должен прожить свою особую жизнь! Творец отправил меня в этот мир и ждет от меня именно моих свершений! Вот в чем ключ любви к себе. Любить надо уметь, и путь свой чувствовать. Он не должен быть насилием над собой. Надо открывать в себе свою природу, свои таланты – а не копировать чужие. И себя любить, конечно, нужно. Если человек только другого любит – он себя этим оскорбляет и унижает. А если только Бога – это изуверство, отвержение мира.

- Современная психология переживает очень интересный период. Она начинает изучать в человеке нечто большее, чем психика, раздвигает границы психики. То есть, она находится в переходном периоде в какую-то другую науку. Но вот какой вопрос в ней по отношению к современному человеку так и не задан? Куда она движется, с вашей точки зрения?

- Мне очень близок тезис Ницше: человек – это то, что нужно преодолеть. Или мысль Германа Гессе: человек – это переходный мост между природой и Богом. Об этом же говорил Шри Ауробиндо: «Человек – это переходное существо, его становление не закончено». Вопрос: переход от чего к чему? Восток, например, слово «человек» трактует двояко. В теософии человек – это чело, т.е. личность, проходящая века, по закону перевоплощений.

Но есть и другая трактовка, другой термин на древнем языке: человек – это «шаловак» (shalavak). Просторечное слово «шалава» – это редуцирование санскритского слова «шаловак». Это низшее примитивное полу-животное существо. На самом деле, в человеке заложено и это, и то начало. Это наши полюса. Да, психологи сегодня поняли, что надо изучать не только слой сознания, но и более тонкие слои – подсознание, то, что относится к «шаловаку», и сверх-сознание – то, что в нас бессмертно, кочует из жизни в жизнь.

Трансперсональное Я, дух. «Человеческое, слишком человеческое» психологией уже разобрано, уже не устраивает ее как предмет изучения. Так или иначе это «сверх-я» всякий в себе чувствует. Уолт Уитмен говорил: «Я весь не укладываюсь в пространство от этих ботинок до шляпы». Психология сейчас самым активным образом изучает феномены этих проявлений трансперсонального, ставит вопросы неконцептуального, целостного осознавания.

- И какие вопросы встанут перед ней в будущем?

- Людей в близком будущем ждут громадные испытания, жесткий отбор, который нужно суметь пройти, чтобы суметь выжить в обновленном состоянии. До сих пор психология как наука развивалась вне связи с эволюцией сознания и с теми глобальными макроисторическими процессами – назовем их эсхатологическими, которые идут и в мире, и в человеке – этим больше философия занимается.

Но философия-то разрабатывает эти вопросы философски, она осмысливает. А вот вопрос каких-то духовных практик, связанных с эсхатологическими проблемами выживания, остался в тени.

Это вопрос вопросов: как в условиях хаоса, распада, глобальных экологических сдвигов выжить и остаться человеком? Лишь некоторые ученые этого касались. Например, Франкл исследовал поведение человеческой личности в концлагере - как выживать? Он изучил, что выживали и сохраняли себя, кто искал в происходящем высший смысл, у кого был дух солидарности, то есть, люди верующие. Человек в этих условиях как бы становился сверхчеловеком, а «шаловак», у которого были отняты все его материальные ценности - ему нечем было жить, у него не было перспективы, жизнь сужалась до точки жуткого настоящего, и он погибал.

А те, кто верил в будущее, в свой потенциал, видел смысл в испытаниях - те физически и психологически сохраняли себя. Этот вопрос еще не поднят психологией – вопрос выживания в предельных и запредельных состояниях.

Выживание в экстремальных ситуациях глобального типа. Не разовых, не «как вести себя во время наводнения?», а «как вести себя во время Всемирного Потопа?» И даже после Потопа – какие устанавливать законы? Вот этот вопрос еще не отработан.

Другой важный вопрос - технология обучения в этом меняющемся мире. Мне всегда была близка глубинная психология. Что касается бихевиоризма и всех этих западных теорий научения, одно время они мне были непонятны и не близки.

Но когда я начал заниматься теорией и практикой успеха, я понял, что обучение – это важнейшая вещь. Мир стремительно усложняется, и требуется ежедневно обучаться куче новых умений – но люди не знают, как! Они ригидны, малоподвижны, трудно приспосабливаются к новым условиям.

- То есть, нам действительно нужно учиться учиться?

- Ну конечно. Учиться разным новым умениям. Это требует определенных сложных настроек сознания. И сегодня эту сторону коучинг и новая западная психология начали отрабатывать. А основа - это именно бихевиоризм и современные теории научения! Поэтому я их переоценил для себя, открыл заново. Но главный вопрос современной психологии – во что мы, собственно, себя развиваем, куда хотим прийти? Кем ты должен стать, во что ты трансформируешься, куда идешь в условиях меняющегося мира, информационного вала?

И как выжить в условиях цунами, запредельных температурных рекордов, солнечных бурь, ураганов и прочих аномалий? Ведь все теории исходят из того, что современная технократическая цивилизация, западная модель - вечны. Скорость, прибыль, прогресс, потребление - это будет вечно. А ну как шарахнет?

Идут очень серьезные процессы. Страны «восьмерки» уже обсуждают, что делать с глобальным потеплением, но я ни разу не видел серьезной постановки вопроса о психофизиологическом выживании человека в условиях глобального потепления (или похолодания).

Взять фильм «Послезавтра». Он неплох, пытается решать какие-то вопросы. Ну, пусть в нем утверждаются традиционные американские ценности, попытка вернуться к основам христианского гуманизма, всосанного с молоком матери – все это можно понять.

Одно непонятно: когда глобальный кризис на пороге – как вырабатывать солидарность, как выживать в хаосе, как сохранять себя в аномальных условиях? С одной стороны психология занимается теориями научения, успеха, реализации человека в динамическом мире, а с другой – оторванными от жизни трансперсональными переживаниями.

Но как их связать с повседневностью – этот вопрос не проработан. Как стать мастером жизни? НЛП ставит вопросы мастерства, но не учитывается опыт традиционных духовных практик, и не отвечает на вопрос – а каков он, идеал мастера жизни в современных условиях. Человек, начиненный микрочипами, киборг? Несерьезно.


- Как складывалась ваша система, ваши взгляды на человека? У кого вы учились?

- В молодости я много ездил по стране, а позже – по миру. Искал фрагменты знания о человеке, чтобы сложить их в единую систему. Меня интересовала наука управления собой, раскрытие энергетического потенциала, основы внутренней работы, практика медитаций, золотая даосская пилюля бессмертия, тайны творческой самореализации, трансперсональные состояния.

Длительное время я искал это вовне. А потом я понял, что я сам могу быть этой системой, учением, что искать надо в себе, и самое ценное – заставить работать то, что в тебе есть. Главный учитель - внутри тебя. И так устроен каждый.

- Но у вас всё же были какие-то учителя?

- Да, было несколько людей, которых я считаю учителями и в области психологии, и в области реальных практик саморазвития. Один из них - Евгений Николаевич Кирилев, очень глубокий человек, создавший свой синтез духовного пути. Я потом издал две его книги. Отношение к себе, к миру, волевая доминанта, идея наблюдателя, идея раскрытия «эмоционального сердца», поиск целостности, преодоление внутренней множественности – это я взял от него.

- Люди, умеющие управлять собой – они какие? По каким признакам вы их отличаете?

- По признакам осознанного внутреннего равновесия, энергии, которая от них идет, особой адекватности поведения, ясности ума. Еще одним моим учителем был Алексей Николаевич Дмитриев - ученый-эколог, «сибирский йог», мастер медитации, он очень много мне дал в плане закономерностей развития, видения, победы духа над формой, преодоления всего «слишком человеческого». Все это чрезвычайно сильные люди.

- Вы не упомянули еще дзэнскую спонтанность…

- В этом плане мне очень помогли тибетские мастера. Книги Тартанга Тулку, например. Да, я иногда встречал людей, в которых она проявлялась. Но чаще всего в России спонтанность всех этих подражателей Кастанеде или Ошо – это «с-понтам-ность», это просто люди с понтами. Русским как-то не идет работа в этом направлении. Чаще всего за этим проглядывают комплексы, от которых люди так вот избавляются, внутренне распоясываясь.

Ну, а еще из тех людей, кто сильно повлиял на мое развитие, могу назвать своего отца, поэта, философа, путешественника Юрия Ключникова. От него – все главные ориентиры в моей жизни: гармония, радость, светоносность, бескорыстие, готовность идти до конца за веру, за убеждения, помогать другим, следование своей творческой миссии.

Святослав Рерих произвел на меня очень большое впечатление – два раза мне с ним в свое время довелось встретиться. Я у него интервью брал. Помню, спросил его: «Как стать счастливым, успешным и гармоничным?» Он ответил: «Все очень просто, мой друг. Надо просто сознательно делать свой каждый день чуть лучше, чем прежний, и вы увидите, каким чудесным образом станет меняться ваша жизнь».

Поначалу я это воспринял как довольно банальный совет. Но когда я стал практиковать ежедневное планирование и подведение итогов, стал выстраивать свой день по принципу ступеньки лестницы, ведущей вверх – я понял, что это был совет истинного мастера жизни который знал, что говорил.

Я много учился и у разных буддийских мастеров, проходил практики, был на тренингах и ретритах - у Оле Нидала – это европейский буддист, у Чугдуда Трунгпу Ринпоче - это уже старый тибетский лама, живущий в Калифорнии. Он дней десять проводил в Москве серьезную практику, и я тогда впервые реально почувствовал эти особые буддийские энергии, вкус просветления тибетского буддизма.

Участвовал в ретритах Геше Тинлея - он был представителем Далай Ламы в России, даже жил у моего отца в Новосибирске одно время. От него шло это чувство нетты - сознательной любящей доброты, я физически ощущал тепло его сердца. Очень интересные были практики по развитию буддийской диалектической логики, когда он предлагал спорить, выдвигая некий буддийский тезис, провоцировал спор и побеждал в нем.

Затем я учился и получил посвящение у такого учителя, как Богдагеген - это третье лицо в буддийской иерархии, практика Будды медицины. Одна из его духовных миссий на земле – с помощью определенных практик поддерживать границы между мирами, воплощенным и развоплощенным. Этот человек 60 лет занимался медитативными практиками - от него шла такая сила, такие заряжающие энергии!

Ну, и конечно, чрезвычайно важны для меня были мои поездки в Индию, общение с учителем Шри Мукти Ишвара Бхагаваном - его еще зовут Кальки. Он входит в институт 108 Махатм – мудрецов Индии. Это такой синклит духовных вождей, они раз в четыре года собираются на празднование малой Кумбхамелы, а раз в двенадцать лет – на празднование большой Кумбхамелы.

Там решаются все духовные вопросы страны и мира. Махатмы определяют, кого принять, а кого не допустить в свою работу. К примеру, Саи Бабу они не допустили к себе, считают лжеучителем, рассматривают как шоумена. Когда он попытался принять участие в Кумбхамеле, они не дали ему перейти через мост, ведущий в ашрам – выставили поле энергии, как щит.

- А эти духовные учителя разбираются в вопросах психологии? Ваш учитель Кальки, например? Или это чисто медитативная работа?

- Безусловно, они разбираются и в вопросах психологии, и вопросах качеств, которые тебе мешают на пути к успеху. Система Кальки, например - потоковая. Я вижу там и даосизм, и реформированный индуизм, и современную психологию, и систему Кришнамурти, и буддизм.

Это синтез всего самого эффективного, что создано людьми в вопросах управления собой. Это учение о преодолении страданий через просветление. Оно очень эсхатологично, но оно отнюдь не уводит из мира. Цель Кальки – создать отряд просветленных, чтобы помогать миру именно в этот тяжелейший эсхатологический период перехода в новое состояние. Я месяц обучался в его ашраме.

Там есть практики перепросмотра всех своих жизней, когда ты ложишься и освобождаться от бремени своих ошибок – кому ты причинил боль, кто тебе причинил боль, ты всех прощаешь. Есть практики мантры, хатха-йоги, дыхательные практики, медитация, практики самопознания, практики пребывания на священном камне, практики на ходьбе, когда ты ступнями соприкасаешься с природой, входишь с ней в глубокий контакт, и много чего еще.

У меня тогда был кризис жанра в написании книг, и Кальки сказал мне: ой, даже не беспокойся, тебе так много предстоит - и путешествий, и книг, и всего! Правда, мой долг в том, что я пока не написал отдельной книги, посвященной ему. Но это еще впереди - книга о моих учителях.

Учение Кальки – это особая практика преображения тела, изменения клеток головного мозга, включение всего мозгового потенциала, это работа с состоянием радости, просветленности, полной осознанности, тотальной открытости.

Его система подготавливает людей к переходу в новое состояние - в стадию Шестой расы. Кальки учит, что в последние времена люди смогут передавать другим знание просто наложением рук на голову - дикши, только не все это смогут воспринять.

По его учению, пороговым годом для человечества станет 2012-й. И он готовит к этому сроку отряд просветленных людей, чтобы через них состояние пробуждения получило все человечество. Это очень серьезная школа, я многое взял оттуда для своей системы.

Я был и в международном центре медитации в долине Кулу, общался с тамошним мастером, с его учениками, встречался с разными бродячими йогами, был в Дхармасале на службе, которую проводил Далай-Лама. Оттуда я вывез книгу Калачакры, и мы в своем издательстве сделали ее перевод. Кстати, это первый перевод в России Калачакры - сокровенного учения о преображении человеческого духа.

И, конечно, большое влияние на меня оказал Баба Вирса Сингх, с которым я встречался очень мало. Этот учитель придает огромное значение будущей России - он имел видение Христа, и оно глубоко его поразило. У него в ашраме стоит статуя Христа, ее чтут, о ней так трогательно заботятся, даже на зиму одевают потеплее – такая живая человеческая любовь. Были у меня и глубокие православные встречи с монахами в монастырях, когда я искал глубинных форм работы с молитвой – это тоже драгоценный опыт. Это то, что касается, восточных практик.

Но были и западные. Я был на встречах, когда приезжал Роджес, был на семинарах уже упоминаемого Курта Чампиона Тойнча, который разработал метод психогенетики, анализа родовой кармы и психологических программ, которые нам передают все ближайшие родственники с материнской и отцовской стороны. Это такая генограмма, которая показывает, какая психологическая программа переходит к тебе, влияет на твою жизнь, и от чего ты должен освободиться. Очень полезная система.

Но наиболее ценными из всех западных систем для меня стали спиральные динамики Криса Кована и ноэтическая система Алекса Кея. Это глубоко оригинальная интеграция всех существующих психотехник и практик. Они соединяют в себе современный прагматический подход и духовные практики древности.

Они используют и традиционные и новейшие знания о мозге, нейрофизиологию, связаны с эволюцией человека - это эволюционная психология, учитывающая все многообразие человеческих типов. Скажем, фрейдизм – это ведь всегда копание в прошлом. С моей точки зрения, простым сообщением того, что ваша проблема лежит в прошлом, не высвобождается никакая энергия, как думал Фрейд. Наоборот, нередко это закрепляет негативные программы, подмешивая в них чувство вины.

Работа с патологической психикой совершенно мне не интересна, я специализируюсь на психофизиологическом здоровье, самореализации, реализации глубинного потенциала. Конечно, многие современные психоаналитики ушли от узкой модели Фрейда, психотерапевтические техники обогатились, но, по большому счету, это блуждание по одному и тому же кругу.

Система гештальта – работа с ближайшим настоящим, то, что в психологии называется термином «здесь и теперь». НЛП – работа с ближайшим настоящим. Но ноэтика включает в себя работу с прошлым, и с настоящим и человеческим будущим только не ближайшим, тактическим, но и отдаленным, стратегическим. Кроме того, эта система вообще помогает выйти за пределы времени. А ведь в человеке есть глубинные структуры, относящиеся к вечному, бессмертному, духовному началу.

Алекс Кей, его система самоидентификации, или позитивного сознательного отождествления человека с той или иной ролью многое прояснила мне в работе над собой. Важным было само понятие идентификации – ложной и истинной. Истинная идентификация – это осознанное самоотождествление с высокими аспектами опыта, более высоким уровнем Я.

Вначале оно поселяется как идея в голове, потом проникает в область груди – в эмоции, в экзистенциальные ощущения, потом переходит в тело, в движения, жесты, манеры, телесные ощущения. Стало понятно, и как работать с ложными идентификациями. Иногда психологи работают на рациональном уровне – а что толку, если проблема укоренена в теле?

Истинное растворение ложной идентификации должно происходит на всех уровнях, по всем трем этажам. Из ума убираются негативные идеи и заменяются позитивными убеждениями, на эмоциональном уровне – это работа с психотравмами, с застойными эмоциональными состояниями, и на физическом уровне – тоже. Ноэтические динамики – это, иными словами, осознанные эволюционные изменения в направлении самопознания и совершенствования, более высоких уровней разумности.

Это интегрированный опыт всех восточных и западных практик и психотехнологий. Я разрабатываю русскую версию этой школы, с опорой на русский менталитет, ценности, традиции, православие, язычество, конкретно-исторический характер, психические особенности.

Я довольно много занимался также театральными техниками, изучал систему Станиславского. Много путешествовал по сакральным местам силы - у меня есть своя теория работы с ними. Когда попадаешь в такое место, там существует некий параллелограмм сил, и если сумеешь найти его и пропустить через себя этот поток, меняется твой внутренний вектор. Места силы направляют тебя в нужном направлении, корректируют твой путь.

Строго говоря, каждая жизненная ситуация имеет свое место силы. Если ты его займешь, там совпадают место, время и направление потока. Если ты не знаешь, куда тебе идти, это место силы может тебе указать твой вектор силы. Я много практиковал этот подход, он очень эффективен, и многим людям помогает, с кем я работал. Это метод Кастанеды, с которым был знаком Алекс Кей.

Ну, и, разумеется, у меня был опыт посещения некоторых тренингов по коучингу.

- Кстати, насколько эффективным вы считаете этот метод в смысле саморазвития?

- Коучинг – это очень полезный метод, он умело соединяет прагматику и духовность. Психология и особенно психотерапия в основном заняты вашими проблемами и мало помогают вам в достижениях конкретных целей.

А коучинг отжимает все лишнее - все твои проблемы - и помогает перенастроить психику на достижение успеха – в бизнесе, в жизни, в политике, где угодно. Это прицельная система достижения целей. В этом смысле коучинг - чрезвычайно важный этап науки о саморазвитии, многие почувствовали его потенциал, много коучей появилось.

Он учит людей учиться, развиваться, сопротивляться, побеждать – это как в спорте, ориентир на чемпионство, сопровождение твоего движения к цели. Наша школа зачастую отбивает интерес к учебе - а коучинг его возвращает.

Из современных психологов мне интересны Ковалев, Зеланд, Клюев, его «Сознательная эволюция человека», мой товарищ Володя Майков – его деятельность по объединению всех трансперсональных движений заслуживает огромного уважения. Нравится Владимир Козлов, его работа с кризисной личностью. Психология, эзотерика, йога, буддизм, Кастанеда, Гурджиев, даосизм, православие – все эти практики я изучаю.

- А каков ваш личный секрет саморазвития, ваше ноу-хау? Что вы лично от себя добавили в эту копилку?

- Я работаю над синтезом, сплавом всех названных мною систем и над адаптацией их к новым условиям. Например, Гурджиев много говорил о необходимости бодрствовать, наблюдать, осознавать себя, но он привнес в работу такой аспект жесткой воли, который зачастую сказывается на людях как система насилия. Возможно, что он с учениками что-то корректировал – но в текстах мало осталось, только какие-то намеки.

Где-то он говорил о нежной воле, но это надо копаться, выискивать. В изложении учеников его система - это очень жесткая дрессура человеческой психики, силовое давление. Это, во-первых. Во-вторых, для управления собой абсолютно необходимо умение создавать осознанные автоматические программы, позитивные образы - доминанты. Нельзя создавать себя неприятием себя, путем насилия, негативных эмоций.

Возможно, Гурджиев это учитывал. Но его система на практике слишком жесткая, болезненная, ломающая сознание. Хотя, как рассказал мне Алекс Кей, биографы Гурджиева выяснили такой интересный факт: он одно время, еще достаточно молодым, лежал в больнице, где была большая библиотека по нейрофизиологии, все лучшее на том момент - Павлов, Сеченов, Ухтомский. И все это было им глубоко проработано - учение о рефлексах, учение о доминантах.

Чтобы правильно действовать, необходимо иметь внутри позитивный образ этого действия. Представьте: вот идут два человека, и вдруг ситуация выбора - горит дом, плачет ребенок. Один бросится и спасет ребенка, а второй пройдет мимо. Почему? Потому что в одном из них заложен образ, что надо выручать, спасать, даже ценой своей жизни, а в другом: почему я, зачем мне это нужно, моя хата с краю! Так работают внутренние образы действия. И с определенного момента я увидел их силу.

Затем - роль позитивных эмоций, которые приходят не просто в виде вознаграждения за усилия, но необходимы еще и до усилий, как попутный ветер, который несет твой парус к цели. Поэтому я создавал такую систему, в которой присутствует не только наблюдатель и осознавание, но все это освещено позитивными эмоциями, есть постоянная связь с эмоциональным центром, как радость, как аванс в саморазвитии.

Одним кнутом психику к работе не принудишь! Нужна система мыслеобразов – надо не просто помнить себя, но и создавать яркие позитивные мыслеобразы, и растворять негативные. Иногда эти позитивные образы осознанно работают, иногда автоматически выстреливают и ведут к правильным действиям.

Я в своей системе исходил из того, что человеческое сознание – очень сложный прибор, и однообразный алгоритм механически повторяемых ритуалов и предписаний ему не подходит для самоуправления. Алгоритм должен быть богатым, живым, включающим много практик – и в то же время не слишком сложным. Переусложнение не годится, сложностей человеку и так хватает.

Внутренние действия должны быть простыми, а переживаемые состояния – богатыми и яркими, приносящими радость. Сложность как богатство, а не как сумма противоречий. Потому я собрал воедино несколько разных систем: технику самонаблюдения, образ человека-экипажа – модель самоуправления, которую я нашел в йоге и у Гурджиева, и существенно доразвил. Кучер-наблюдатель управляет экипажем, едущим из пункта А в пункт. Но он не просто едет, он должен что-то переживать в процессе, и сумма затраченных усилий должна быть достаточной, чтобы экипаж доехал до цели.

Время и энергия, потраченные на поездку, возвращаются через положительные переживания, через осознание смысла своей деятельности. Я связал образ, смысл, целеполагание, миссию, дыхательные практики, практики осознавания, практики позитивных состояний, технику работы с внутренними ощущениями. И я применил это в создании разных сценариев жизни.

Берн хорошо разработал эту практику сценариев жизни, но это осталось в рамках психологии, психотерапии, анализа уже существующих сценариев и выхода из них. А как самому быть хорошим режиссером, сценаристом и актером своей жизни, как применять это в бизнесе, в целеполагании?

Этого нет, этим коучинг пытается заниматься, но очень часто коуч – это просто система рациональных советов, умных разговоров. А я в процессе коучинга привожу сотни методов, техник, практик, которые реально изменяют сознание и твою психофизиологию, прямо здесь и теперь.

- Что вы вчера читали на ночь и почему?

- Вчера? Газеты просматривал, психологические журналы, смотрел что-то в Интернете. Ну, а вообще, поскольку моя профессия связана с саморазвитием, то круг чтения очень широк – от поэзии, политической или научной статьи до эзотерического трактата, религиозной литературы, ЖЗЛ, книг по культуре, философии. Я уж не говорю о психологической литературе. А, что называется, для души я читаю хорошую поэзию, смотрю современную прозу, люблю исторические романы.

- Вы и художественную литературу считаете инструментом саморазвития? Кто из писателей в этом смысле вам особенно близок?

- Безусловно, это инструмент саморазвития, причем универсальный. Достоевский, Толстой, Данте, Гете, Шекспир – это реальные мастера, супертехнологи в области саморазвития и совершенствования человека. Булгакова люблю - мне очень близка вот эта тема мастерства, умение оставаться мастером в самых жестких условиях, несмотря ни на что.

В юности ценил Джека Лондона, Хемингуэя – писателей экстремальных, пороговых состояний сознания, сверхусилий. Люблю Германа Гессе, Борхеса, Кастанеду – все это замечательные «раздвигатели» границ реальности. В поэзии – Пушкин, Гумилев, Заболоцкий, Киплинг… И мой отец, крупнейший и недооцененный поэт XX- начала XXi века. Я активно издаю и продвигаю его книги и переводы.

- А обычный человек может работать в тех же состояниях реальности, что и гении?

- Обычному человеку это трудно, ему просто не хватит энергии пропускать сквозь себя токи такого напряжения. У гения другие органы чувств, у него океан силищи – в расчете на его сверхзадачу. У обычного человека другие задачи.

Первая: понять, что он хочет, и что из того, что он хочет, действительно можно сделать. Вторая задача – изучить свои энергетические ресурсы, остановить траты энергии и начать процесс ее накопления. Затем - осознать свою миссию, даже если она не значительна. И в ее и осуществлении найти свою долю счастья.

- Какое еще из искусств вы считаете важнейшим с точки зрения психологии саморазвития? Что используете в этом смысле для работы?

- Музыку! Моцарт, Шопен, Вивальди, Рахманинов, хорошая традиционная этническая музыка – все это тоже великолепные формы медитации. Я ценю и старый добрый рок периода 70-х – многие там чего-то касались. «Beatles»-это гармония, свежесть, солнечный свет, радость юности. «Pink Floyd», «King Crimson», сложная симфомузыка – Rick Wakeman,«10СС»– все это мощная, высокоэнергетическая музыка.

Авторскую песню люблю в ее лучших образцах – Вертинский, Высоцкий, Геннадий Жуков, Николай Шипилов – все это песни силы духа, метафизический прорыв в иные реальности. Порой музыкальная тема или хорошие стихи мгновенно переносят тебя в те сферы, куда ты не может прорваться путем долгой осознанной медитативной работы. Твое сверх-Я пробуждается мгновенно - не всякий эзотерический трактат тебе это даст.

Огромную роль в моей жизни играют путешествия – и на Восток, и на Запад. Прикосновение к сакральным местам силы, о чем я уже говорил. Великие города со священной историей – Париж, Рим, Барселона, Стамбул – Царьград. Индийские города, где я бывал. Египет. Там ты ходишь и незримо видишь этот великий, неостановимый, ужасный и величественный поезд истории, его неуклонное движение, с нами или без нас.

Казалось бы, ты не можешь влиять в нем ни на что… Но вот ты вносишь какой-то один свой толчок, к нему присоединяются другие люди – и исторический процесс уже идет по-другому. Ты можешь немножко этот мир улучшить. Совсем чуть-чуть. Даже великим учителям не под силу было его исправить – но улучшить его они могли. И мы должны это делать.

Стоит только чуть приподняться, и ты увидишь смысл истории. Он - в сложном отборе, отсеве, селекции. Сейчас история выглядит как деградация, ужасное упрощение всех смыслов, распад. Но это лишь гримасы Кали-Юга. Это естественный эволюционный период перехода человечества в новое качество. Расслоение людей на готовых и не готовых к эволюционному скачку.

Такая «порча нравов» уже не раз происходила на земле. То, что в 19 веке казалось немыслимым грехопадением, воплощением пошлости – канкан, например – сегодня воспринимается как изящный, артистичный, чуть ли не целомудренный танец. На фоне стриптиза-то! Теория относительности в действии. Я в юности, помню, читал рассказ Юрия Трифонова «Обмен». Там герой мучился какими-то сложными моральными проблемами, это выглядело как ужасное падение. А сейчас все это такая норма! Сегодня гораздо худшие вещи никого не удивят и не остановят…

- Как вы думаете, вся вот эта Кали-Юга с ее информационными перегрузками, потрясением основ морали и неимоверным убыстрением скоростей – это для всех нас всех тренинг чего?

- Тренинг адаптации, саморазвития, позитива и креативности. Это как тренинг экстремальных нагрузок для сильных. А для слабых – гибель. Мы не можем понять смысл истории, кроме идеи отбора. Но мы можем для себя выбрать в этом хаосе главный вектор, константу и режим – и держаться их. Скорость изменения огромная, информационная усвояемость очень низкая.

Это как смотреть кино в очень убыстренной прокрутке. Если ты внимателен, ты поймешь, о чем это. Если нет – так ничего и не сумеешь понять. А ведь ты еще и участник этого кино!

Современная жизнь – это тренинг устойчивости, тренинг человечности и сверхчеловечности в лучшем смысле этого слова, тренинг расширения сознания. Проблема в том, что сейчас негативные установки передаются как вирус, какими-то неведомыми импульсами.

Если ты незащищен, твой иммунитет будет нарушен, и ты сам не заметишь, как станешь примитивнее, грубее, утеряешь какие-то тонкие настройки. Массовое оглупление – серьезная эпидемия. Противостоять ей можно лишь одним способом - развивая свое сознание.

- Как вы уживаетесь с мыслью о смерти? Боитесь? Изучаете? Как-то трансформируете?

- Чем дольше, тем больше ее чувствуешь. По молодости ее боишься, но как-то не особо веришь в нее. А с годами начинаешь жить с ней, готовиться и спокойнее принимать ее величественную неизбежность. Моя задача – подготовить свой дух, собрать всю свою энергию позитива, чтобы выстрелить им затем как ракетницей, в более высокие слои реальности.

Мне тут наша семейная подружка говорит: вот вы с женой все время воркуете - вы что, хотите прожить жизнь и умереть в один день? А я ответил: да нет, ты знаешь, я хочу, чтобы Ольга подольше пожила. Какое-то такое спокойное чувство возникает – ты набрал свой опыт, ты сделал, что мог, и нечего бояться.

Ты как бы борешься всю жизнь с противником, который когда-то тебя одолеет, он сделает невозможным условия твоего пребывания в этом теле. Но зато потом ты уйдешь в ту область, где он тебя не достанет. Он может отнять только внешние атрибуты жизни. Это как холод, который приходит, и ты вынужден кочевать в область тепла. Но он же не может твой дух умертвить!

Только в том случае это возможно, если ты не рос, не развивался, отдался инерции - вот тут возможна и смерть духа – вторая смерть, потеря монады, по эзотерике. А если знаешь, что делать, и делаешь это, а смерть все равно неизбежна – не стоит особо переживать на эту тему. Меня беспокоит одно – успеть максимум того, что я хотел бы сделать, пока есть время.

- А вы это делаете для себя или для других?

- А вот даже трудно сказать! Тоже стоит какая-то программа, которую нужно обязательно реализовать. Я не могу допустить, чтобы она реализовалась не до конца.

- Сексуальная энергия, с вашей точки зрения, должна как-то участвовать в процессе саморазвития? Как должен выглядеть осознанный подход к ее использованию?

- Сексуальная энергия- это базовый инстинкт огромной силы. Ее можно превращать в более высокие формы, сублимировать, но вообще-то это энергия жизни. Есть разные способы распорядиться ею. Один из худших – непросветленная аскеза. Это когда дико закомплексованный мужчина так всю жизнь и проживает девственником, или женщина – старой девой. Это бессмысленный и мучительный застой энергетических процессов.

Другой полюс – сознательная аскеза, монастырская, духовная сублимация этой энергии, трансформация ее в высшие формы. Есть разные способы управления сексуальной энергией. Тантра, например, дает высшие формы психофизического наслаждения, помогает человеку открыть новые состояния духа в любви. Если же ты эту силу бесконтрольно растормозишь, отпустишь в себе, она возьмет тебя в плен, и ты станешь ее рабом. А если ты ее будешь подавлять – она деформирует тебя. Тело начинает стареть и болеть. Все зависит от задачи человека.

- Вам какие женщины нравятся - красивые или умные?

- А в женщине главное – не ум, а ее душевные качества. Если женщина по-настоящему душевная, естественная, открытая, если в ней свободно дышит ее природа, то она всегда кажется красивой, что-то в ней светится. Я в женщине ценю прежде всего это. Живость, открытость, незажатость, тепло. А если она очень красива, но холодна, то ее красота искажается, портится. Как говорят, дьявол – в деталях. В оттенках, в пропорциях и сочетаниях. Тут единой формулы нет. Чудесно, когда женщина красива, умна и душевна.

Но если выбирать между душевной и красивой, я выберу душевную. Бывают красивые женские особи - по сути, полуживотные, у них заблокированы высшие органы. Иметь дело с такими травматично, и остается какое-то скверное послевкусие.

Кстати, большинство нормальных мужчин обходят красивых и холодных. Душевная, нежная, открытая, излучающая свет – вот лучшие качества для женщины. Женский русский архетип – Василиса Премудрая. Желательно, она же - Прекрасная. Но главное – Премудрая, своей мягкой и теплой женской мудростью.

- Вы счастливы? Что такое для вас - счастье?

- По большому счету – да. Но всегда есть, куда двигаться… Счастье – это состояние радости здесь и теперь. Это солнечный свет перспективы впереди - это тоже важно, он освещает твое настоящее. И это чувство спокойной совести, когда оглядываешься назад, и есть ощущение, что сделал, что мог. Даже если и ошибался, то делал несчастным только себя. А значит, эти ошибки были тебе нужны. Вот эти три времени в одном и составляют для меня счастье.

- Вы умеете сознательно входить в него?

- Вся моя система – это путь к просветлению, к реализации твоих глубинных потенциалов. А просветленный человек имеет нечто большее, чем счастье - он имеет блаженство. Это вся полнота счастья. Это не просто твое субъективное состояние счастья, а подъем в надличностное. Счастье – это категория все же земная. А блаженство – это когда подымаешься в духовную область, где нет смерти…

- Что вы будете делать, когда придет старость?

- Надеюсь, что она в полном смысле не придет. Я буду работать. У моего отца есть стихи: «никогда бы не знал я, что старость прекрасна, если б сам не почувствовал осени вкус». Какой бы я хотел, чтобы была моя старость? Пример я вижу в своем отце. Ему 76 лет. Он в отличной физической и творческой форме, много ездит, много пишет, много бывает на природе, даже физически много работает. Утром в течение часовой зарядки отжимается 150 раз (!) Творчески плодотворная, спокойная, свободная от суеты и открытая для нового осень человека.

Ему уже не нужно куда-то спешить, и оттого ему проще многое увидеть, понять и почувствовать. Острое поэтическое ощущение мира, свободное от страстей, осознанное, гармоничное, полное служения Богу – что может быть лучше! Так что старость – это тоже хорошо. Хотя, конечно, мне очень нравится мое теперешнее зрелое состояние. На сегодняшний день – это лучшая пора в моей жизни.

Беседовала Марьяна Разина

29.07.2007

Услуги и цены

Друзья, в текущей ситуации цены на консультации оговариваются индивидуально. Обращайтесь, и я буду рад помочь вам!

Цены на услуги психолога

Для конкурса на истории

Будет добавлено позднее...


Работа над собой