Статьи на психологические темы психолога Сергея Ключникова

Гурджиев. Жизненный путь, система, самовспоминание, путь

Система Гурджиева, представляющая собой волевую традицию эзотеризма, получила большее распространение на Западе.

Яркая, колоритная фигура основателя «четвертого пути», выходца с Кавказа Георгия Ивановича Гурджиева всегда привлекала к себе.

Лучшей книгой, талантливо и полно раскрывающей суть гурджиевской системы, считается книга ученика Гурджиева Петра Демьяновича Успенского «В поисках чудесного», раскупающаяся на Западе по сорок тысяч экземпляров в год.

В России есть несколько групп и центров, относящихся к гурджиевской традиции. На мой взгляд, в системе Гурджиева — Успенского есть много ценного: глубокое объяснение человеческой психологии с ее внутренней механичностью и склонностью к психологическому сну, реальная практика самопознания, мощная методика тренировки воли.

Я отнюдь не разделяю мнение некоторых эзотериков из теософской среды, объявляющих Гурджиева чуть ли не исчадием ада и глашатаем темных идей.

Вместе с тем не могу не признать, что в системе Гурджиева не хватает некоторых вещей.

Недостатки системы:

Во-первых, она не совсем вписывается в контекст мировой духовной культуры и даже внутри эзотеризма стоит несколько особняком.

Во-вторых, сухое изложение системы практически во всех книгах его последователей, вычурный стиль его собственных сочинений: стиль выдает характер человека.

В-третьих, недостаточно проработана тема воспитания высокой эмоциональной природы человека и раскрытия сердца.

В-четвертых, слабо просматривается тема служения духовной иерархии Учителей, в результате чего формируется следующий тип последователей — грубоватый, сильный, волевой эмоционально суховатый одиночка с неразвитым религиозным чувством, привыкший опираться только на себя.

Тем не менее, признаю, что духовно-эзотерическая группа искателей истины, встретившаяся мне в самом начале моего пути и очень многое мне давшая, наряду с другими источниками очень серьезно проработала литературу, связанную с Гурджиевым.

Можно ли достичь просветления и приблизиться к Богу, опираясь на одну лишь систему Гурджиева — Успенского? Сомневаюсь. Я рассматриваю ее как мощную, но все-таки дополнительную систему, помогающую человеку сознательно и твердо стоять в своем основном учении.

Идите избранным путем и при этом старайтесь сохранить и развить ту непрерывность сознания в самой гуще жизни, о чем так подробно и основательно рассказал Гурджиев. Делая усилия и преодолевая препятствия, помните, что духовный путь требует не просто стараний, но сверхусилий.

Борясь со своими недостатками и воспитывая целостность сознания, и используйте гурджиевский опыт преодоления множественности и созидания в себе единства, системой.

Это, на мой взгляд, будет полезней, чем в отсутствии реального учителя механически применять систему в своей жизни.

Пример Успенского, который во второй половине жизни отошел от Гурджиева из-за неприятия его личности, но пытался сам применить его систему и даже развить ее, показал, что это едва ли продуктивно.

Биографы Успенского указывают, что к концу жизни он признался: «Система не работает!» В то же время многие духовные лидеры, мастера различных мистических традиций, эзотерические и трансперсональные психологи признают, что идеи Гурджиева служили мощным стимулом для их работы.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой