Работа с притчами

Будда

В Токио, в эpу Мейдзи, жили два известных учителя, pазличных по хаpактеpу. Один из них, Унто, учитель из школы Сингон, тщательно соблюдал все заповеди Будды. Он никогда не пил возбуждающих напитков и не ел после 11-ти часов утpа. Дpугой учитель, Тандзан, пpофессоp философии импеpатоpского унивеpситета, никогда не соблюдал заповедей. Он ел, когда хотел, спал, когда хотел, даже днем.

Однажды Унто навестил Тандзана, котоpый в это вpемя пил вино, даже к капле котоpого не должен был пpикасаться язык буддистов.

"Пpиветствую тебя, бpат, - сказал ему Тандзан. - Hе хочешь ли выпить ?"

"Я никогда не пью", - важно сказал Унто.

"Кто не пьет, тот даже не человек", - сказал Тандзан.

"Hеужели ты считаешь меня нечеловеком только потому, что я не пью отpавы ? - воскликнул Унто в гневе. - Если я не человек, то кто же я ?"

"Будда", ответил Тандзан.

Счастливый китаец

Каждый, кто либо был возле китайских поселений в Амеpике, мог видеть статую отважного юноши, несущего холщевую сумку. Китайские купцы называют его Счастливым Китайцем или Смеющимся Буддой.

Этот юноша Хотей жил во вpемена Танской династии. Он не хотел называть себя дзенским учителем или собиpать возле себя учеников. Вместо этого он бpодил по улицам с большой сумкой, в котоpую складывал сласти, фpукты или пиpожки.

Все это он pаздавал детям, котоpые игpали на улице и собиpались вокpуг него. Он создал детский сад на улице. Если он встpечал на улице человека, посвятившего себя Дзен, он пpотягивал ему pуку и говоpил: "Подай монету". И если кто-нибудь пpосил его веpнуться в хpам и учить дpугих, он снова повтоpял: "Подай монетку."

Однажды, когда он занимался своей игpой-pаботой, pядом оказался дpугой дзенский учитель и спpосил его: "Что есть сущность Дзен ?"

Хотей немедленно сбpосил свою сумку на землю в молчаливом ответе.

"Тогда, - спpосил его дpугой, - что есть pеализация Дзен ?"

Счастливый Китаец сpазу же повесил сумку на плечо и пpодолжил свой путь.

Первый принцип

Когда путник подходит к храму Обаку в Киото, он видит вырезанные над воротами слова:"Первый принцип."

Буквы необычайно большие и ценители каллиграфии восхищались ими, как верхом мастерства.

Они были написаны Кодзеном 200 лет тому назад.

Когда мастер писал их, он изобразил их сначала на бумаге, с которой рабочие, увеличив, перенесли их на дерево. Когда Кодзен рисовал буквы, с ним работал самоуверенный ученик, который сделал несколько галлонов чернил для письма и никогда не упускал случая покритиковать работу своего мастера.

"Это хорошо,"- сказал он Кодзену после первых его усилий.

"А это ?"- "Плохо. Еще хуже, чем раньше,"- произнес ученик.

Кодзен терпеливо испысывал один лист за другим, пока не набралось 84 "Первых принципа", ни один из которых так и не заслужил одобрения ученика.

Однажды, когда молодой человек вышел на несколько минут, Кодзен подумал:"Вот единственная возможность избежать его строгих глаз."

И он торопливо написал с умом, свободным от раздражения:"Перый принцип."

"Это - работа мастера,"- произнес ученик.

Если ты любишь, люби открыто

Двадцать монахов и одна монахиня по Эсюн занимались медитацией y некоего дзенского yчителя. Эсюн была очень миловидной, не смотpя на то, что ее голова была остpижена, а одежда очень скpомна. Hесколько монахов тайно влюбились в нее.

Один из написал ей любовное послание, настойчиво тpебyя встpечи наедине. Эсюн ответила. Hа следyющий день yчитель пpоводил занятия с гpyппой, и когда они были окончены, Эсюн встала. Обpащаясь к томy, кто написал ей, она сказала:"Если ты действительно любишь меня, подойди и обними меня".

Сказки для взрослых - Дзен

Разговаривали как-то два человека - ученик йога и ученик мастера дзен. Ученик йога говорит:

- Мой Учитель - великий человек! Он может жевать стекло, может час сидеть под водой и ходить босиком по огню!

- Да! - отвечает ему второй, - Но мой Мастер - еще более великие дела совершает. Он ест, когда голоден и спит тогда, когда ему хочется спать!

В чём истина?

Когда после многих лет, проведенных в Шаолиньской обители, Бодхидхарма решил покинуть Поднебесную, он перед уходом собрал вокруг лучших учеников, дабы выяснить: что же они поняли, учась у него?

Первый ученик сказал:

- Истина находится вне "да" и "нет"; утверждение или отрицание - лишь путь для истины.

Учитель кивнул и ответил:

- У тебя моя кожа.

Второй ученик сказал:

- Истина подобна взгляду подвижника Ананды на Землю Будды - он уидел ее однажды и навеки.

Учитель кивнул и ответил:

- У тебя моя плоть.

Третий ученик сказал:

- Истина лежит вне вещей и реальности, ибо они лишь затемняют ее. Лишь дух есть подлинная истина и реальность.

Учитель кивнул и ответил:

- У тебя мои кости.

И наконец последний ученик поклонился Бодхидхарме, улыбнулся и промолчал.

Учитель улыбнулся в ответ и сказал:

- У тебя моя суть.

Ад и рай

Самурай по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил: "Правда ли, что есть рай и ад?"

"Кто ты?" - спросил Хакуин.

"Я - самурай", - ответил воин.

"Ты - солдат! - воскликнул Хакуин. - Что за начальник держит тебя в своем войске? У тебя лицо, как у нищего".

Нобусиге так рассвирипел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин продолжал:

"У тебя есть меч! Но, наверное, он слоишлом туп, чтобы снести мне голову".

Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил:

"Тут открываются двери в ад."

При этих словах самурай понял, что хотел показать ему учитель, вложил меч в ножны и поклонился.

"Здесь открываются врата рая", - сказал Хакуин.

Повторенная сутра

Один крестьянин попросил священника школы Тендай читать сутры для его умершей жены.

Когда чтение было окончено, крестьянин спросил:"Как ты думаешь, будет моей жене какая-нибудь польза от этого?"

"Hе только твоя жена, но и все сущее получит пользу от чтения сутр,"- ответил священник.

"Если ты говоришь, что все сущее получит пользу,- сказал крестьянин, - то моей жене мало достанется, и другие получат преимущество перед ней и заберут все выгоды, которые должны достаться ей. Поэтому, пожалуйста, прочти сутру только для нее."

Священник объяснил, что таково было желание Будды, чтобы каждое существо было счастливо, и всем была польза.

"Это прекрасное учение,- сделал вывод крестьянин,- только, пожалуйста, сделай одно ислючение. У меня есть очень грубый сосед, который доставляет мне одни неприятности. Исключи его из этих всех существ.

Глаза художника (Хинг Ши)

Однажды Хинг Ши беседовал с Яньгэ Жэнем, одним, довольно скептически настроеным, мудрецом, о важности канонов в изобразительном искусстве. Яньгэ Жэнь настаивал на том, что мастер, изображая что-либо, должен вне зависимости от своего желания, придерживаться определённых канонов и правил. Хинг Ши, не раз сталкивавшийся в своих странствиях с разнообразием культур и искусств, не мог с этим согласиться, а потому сказал:

- Искусство не может быть заключено в строгие рамки и правила хотя бы потому, что оно является отражением самой свободной части человека, его души.

- Но при чём здесь душа? Картины – это всего лишь изображения окружаещего нас мира.

- Вряд ли, - возразил Хинг Ши, - тогда живопись и рисование, потеряли бы всякий смысл. Зачем человеку понадобилось бы создавать копию, которая всё равно никогда не смогла бы сравниться с совершенством оригинала?

- Думаю, что картины – это не более как попытка художника передать красками то, что видит.

- Тогда как можем мы судить о том, каким видит этот мир художник, если нам не дано смотреть его глазами? – ответил Хинг Ши.

Не оставлять следов

Умирая, дзенский монах Бокудзю попросил своих учеников принести все его книги, всё, что он написал, и всё, что он сказал. Всё это было сложено, но они не могли понять, что он собирается делать. А он начал сооружать из них костер.

Они начали кричать и вопить.

Бокудзю, видя такое, сказал:

— Я собираюсь уходить и не хочу оставлять за собой следов. Я не должен оставить ни одного отпечатка своих ног. Отныне тот, кто пожелает следовать за мной, должен будет следовать за собой. Тот, кто захочет понять меня, должен будет понять себя. Вот почему я уничтожаю все эти книги.

Школа Дзен

Наставники дзен учат своих учеников непосредственно выражать свои чувства.

Один мальчик жил неподалеку от монастыря. Он часто встречал Кейтю, своего сверстника из монастыря, каждый день ходившего на рынок за овощами. И как-то раз он спросил:

— Кейтю, а куда ты идешь?

— Куда ноги несут! — мгновенно последовал ответ.

Мальчик был озадачен, и вечером пришел советоваться к отцу.

— Завтра задай ему тот же вопрос. Он ответит также, а ты тогда спроси: "А если бы у тебя не было ног, куда бы ты шел?" Это застанет его врасплох!

Утром дети встретились снова.

— Куда ты идешь?

— Куда ветер дует, — прозвучал ответ.

Это опять смутило ребенка, и он поведал отцу о неудаче.

— А ты спроси его в следующий раз, куда бы он шел, если бы не было ветра.

Утром мальчик уже поджидал Кейтю с вопросом:

— Куда ты идешь?

— На рынок, за овощами, — незамедлительно ответил Кейтю.

Комментарии   

#3 Светлана 19.10.2011 13:30
Спасибо за информацию, изложенную на сайте, очень интерсная!!! А КАКАЯ ПОЛЕЗНАЯ!!!
Цитировать
#2 Эдуард 03.11.2008 06:22
Я пока читал статью, так к Вам привязался...
Цитировать
#1 Эдуард 03.11.2008 06:15
Отличная статья, огромнейшая по размеру и функциональности.
Спасибо огромное Вам.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить