Вопросы и ответы на тему медитации

ВОПРОС. Почему Вы говорите о медитации в таком функциональном ключе? Ведь это отнюдь не средство для успеха в бизнесе, а прежде всего – духовный процесс. Почему Вы не говорите о духовном аспекте медитативных практик.

ОТВЕТ. Я разделяю Ваше беспокойство о том, что медитация – это прежде всего духовная практика.

Но хорошо зная запросы бизнес-среды, я не хотел бы, чтобы бизнесмены, поддавшись моде на медитацию, начале бы заниматься ей, используя древние формы, которые очень далеки от современного мира,  впрочем, как и  этот мир весьма далёк от медитации.

Увлечение древней формой, акцент на экзотику быстро приведёт людей бизнеса к разочарованию медитацией.

Важно, чтобы она помогала человеку в его работе и в жизни, а не затрудняла её.

То, что я говорю о медитации вовсе не означает, что я хочу свести её к функциональному использованию для  того, чтобы решить житейские проблемы, заработать денег, омолодиться для личного удовольствия и обрести успех.

Хотя медитация относится к области чудесных занятий и при определённых условиях (чистота мотивации, необходимость в совершении тех или иных задач, возлагаемых Провидением на медитирующего, духовные накопления человека) она помогает  человеку попутно решать бытовые проблемы, но  функциональные эгоистические задачи не есть её  главная цель.

Говоря о медитации, нужно понимать, что она медитативная практика по определению различна для разных психологических типов.

Воин по определению медитирует по-иному, чем торговец или святой.

Но тем не менее в медитации есть одно общее начало для людей разных типов, которое редко подвергается серьёзному осмыслению.

Медитация – это всегда шаг в неизвестность, выход за границы и встреча с тайной.

Невозможно заранее  вычислить тот результат, который человек получит от медитации.

Но всякий раз, когда человек закрывает глаза и с высоким настроем и пытливой установкой пытается познать себя он ныряет в океан, где  соприкасается с неизвестным.

Кто знает, что находится за пределами человеческого сознания и что представляют собой те миры, которые созерцает медитирующий человек?

Различные религии, учения и духовные системы Востока и запада в разных терминах описывают  ту невероятно огромную и многообразную световую, звуковую и пространственную реальность, с которой человек сталкивается, после того, как все-таки нырнул в этот таинственный океан.

Но могу сказать со всей определённостью на основе своего личного медитативного опыта, что одним из главных открытий глубокой медитации являются не столько разные прекрасные миры, которые мы начинаем созерцать, сколько новое понимание своего»я».

Мы начинаем осознавать, что наше – часть огромной  и живой реальности, которая никогда и никуда не исчезала и что ты отнюдь не маленький точечный атом, живущий в теле, но гигантское поле энергии и света.

Ты начинаешь ощущать, что эта реальность, расширенное поле  энергии  света – это и есть новое «я».

Точнее вечное «я», потому что его главная характеристика – это то, что оно есть.

Эта реальность твоего огромного «я» заключается в том, что оно с одной стороны  это некий неподвижный океан, а с другой стороны, что она или ты вместе с ней тончайшая вибрация и даже огромный захватывающий полёт.

Такой парадокс трудно и наверное невозможно объяснить на языке логики.

Наверное таким образом древние китайцы ощущали дао.

Вибрация, окружающая нас во время этого невыразимо прекрасного состояния напоминает тончайший звук, гудение, звон колокольчиков, причём этот звук существует не отдельно от нас, а вместе с нами.

Такое ощущение, что все наше сознание , тело, жизнь становится частью этого гигантского звука, пронизывающего все пространство.

Когда ощущаешь себя частью звучащего пространства исчезает чувство отдельности, с которым мы так носимся и которого на самом деле просто нет, мы становимся поющей вселенной.

Что же еще позволяет пережить состояние медитации, если уходишь неё глубоко и надолго?

Что жизнь восхитительный подарок Творца, что она прекрасна, так же как прекрасен ты сам.

Что ты не просто психологический индивид,  как искра пламени, волна океана, частица целого, само целое.

Из з этого блаженства и ощущения силы ты можешь выбирать любую жизненную роль, любую партию великого театра жизни.

Тогда можно выбрать любой жизненный путь, любую форму для проявления своих талантов.

Например, можно стать бизнесменом и заниматься специальной медитативной практикой, предназначенной для активных людей, о которой я рассказывал.

ВОПРОС. Никогда не занимался никакими медитациями, но друзья убедили, что пора начинать. Я пытаюсь остановить ум уже месяц, трачу на это каждый день не меньше 15 минут в день. Но результат слабый. Мысли как будто бы побежали еще быстрее. Мне уже почти сорок лет. Понятно, что это всё нужно было начинать с детства, но если это затянется надолго, мне нет смысла тратить время на такие  бессмысленные занятия. Ощущения накапливаются очень медленно. Бывает сильное раздражение. Что Вы скажете, как быстро у меня начнёт что-то получаться?

 

ОТВЕТ. Ощущения накапливаются на самом деле очень медленно. Так сказать гомеопатическими дозами.

Сравните, сколько времени Вы потратили на усугубление ментального хаоса, а сколько на его успокоение.

На одной чаше весов – сорок лет, на другой месяц, причем если просуммировать ваши минуты, то получается что-то вроде 8 полных часов.  

Разве это сопоставимые величины?

Правда этот пример не означает, что Вам потребуется теперь сорок лет медитативной практики, чтобы устранить эти проблемы.

Всё может быть гораздо быстрее. При усердных занятиях( не менее часа в день  статическая медитация и попытки сохранить осознанность в течении дня) первые  ощутимые результаты появятся уже через несколько месяцев, еще более отчетливые  - через год-полтора.

Я говорю о среднестатистическом сознании. Что касается смысла занятий это решать Вам. Но едва ли правильно и справедливо называть те вещи, которые не получаются лично у вас «бессмысленными».

Духовные путь ценен сам по себе, ценен своим процессом и чувством радости, которая рождается из процесса, а не только результатом.

 Если для Вас противна внутренняя работа по очищению своего сознанию и упорядочиванию мышления, но Вы скрепя сердце что-то делаете в этом направлении, например пытаетесь остановить ваши мысли, чтобы получить результат – достижение безмолвия, и  потом пользоваться его силой исключительно для себя, то вам скорее всего не дадут это сделать. Научитесь радоваться каждому мгновению на пути, тогда и медитативным трансом овладеете быстрее.

ВОПРОС. Может ли медитативная энергия подпитывать в нас силы зла? И как этого избежать.

ОТВЕТ. Это было бы наиболее печальным событием.

Чтобы этого не произошло, необходимо противостоять проникновению сил зла, хаоса, разрушения, эгоизма в наше сознание и в наш медитативный процесс.

Для этого нужно работать со своей мотивацией, чтобы не получилось так, что вы медитируете подсознательно стремясь возвыситься над другими людьми, обогатиться и потешить собственное самолюбие.

Кроме того, нужно очищать свое сознание от разного морально-психологического негатива.

Если Вы будете бдительны, такого негативного сценария не произойдёт.

 ВОПРОС. Я пытаюсь остановить ум, а мысли все равно лезут и лезут. Я периодически возвращаюсь к духовным практикам, но не сказал бы, что ум стал спокойным. Мне трудно концентрироваться на работе, когда беседую с кем-то, внимание все время отключается. Что мне делать, если мне не удаётся взять ум под контроль? Я применяю практику наблюдения за дыханием, стараюсь ловить себя за локоть, когда отключаюсь, но... Выпадаю в осадок в самый неподходящий момент, это уже мой диагноз. Я интроверт и большей частью сижу в раковине. Что бы Вы посоветовали, когда приходит отчаяние, что всё бесполезно и я так и не смогу? У Вас у самого наверное тоже были такие переживания. Как Вы с ними справлялись? Может я наговорила кучу глупостей, но все-таки хочу сравнить себя с другими и понимать, где я?

ОТВЕТ. Здесь по сути два вопроса -1) как остановить внутренний диалог, когда выбранные методы не помогают?

И 2) как справиться с эмоциями  отчаяния, когда становится ясно, что долгие усилия как будто напрасны.

Отвечаю по порядку.

Вопрос первый.  

Если одни методы не срабатывают, нужно искать другие и третьи.

Рано или поздно наиболее подходящие методы будут найдены. Но вообще-то  остановка ума никогда не достигается каким-то одним методом.

Их несколько и главное – наличие сильной мотивации сделать это. Дело в нахождении правильной, идеально подходящей для Вас комбинации методов.

Вопрос второй.

Если есть эмоции отчаяния, значит вы не любите сам процесс своей несовершенной жизни и несовершенной медитации, и насилуя себя, пытаетесь сразу попасть в хороший результат.

Этого не получается, состояние безмолвия с кондачка не достигается и тогда вы испытываете раздражение, чередующееся с отчаянием.

Ведь так?

Вы не любите себя и хотите слишком быстро получить медитативное совершенство. Перестаньте спешить.

Просто делайте внутри себя то, что нужно: внимательно наблюдайте за собой, исследуйте свое сердце и свой ум, пытайтесь остановить его.

Но делайте всё это легко, с удовольствием, не форсируя немедленных результатов. Примите себя такую, какая есть.

 Это самое трудное, но научившись это делать, вы создадите внутри себя прочный фундамент для дальнейших трансформаций.

Между прочим я (Вы же спросили меня о личном опыте) испытывал похожие чувства именно потому, что не принимал себя и с помощью медитации надеялся полностью растворить свой несовершенный образ.

Как я по молодости не принимал себя, и в отдельные моменты просто  себя ненавидел!

И вот в эти-то минуты на меня накатывало отчаяние: ну не получается у меня  в ближайшее время остановить ум и обрести тишину и наверное не получится.

Но с годами пришло другое убеждение: жизнь прекрасна и по большому счету овладевать своими мыслями так интересно и замечательно.

А что у меня получится  в виде результата – это будет видно, все равно прекрасна и жизнь, и моя несовершенная природа как частица этой великой жизни, и  сама искренняя попытка вырваться из этого заколдованного круга несовершенства.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой