Как начать медитировать?

Тот, кто впервые приступает к практике медитации, обычно бывает полон энтузиазма (тот, кто его не имеет, вообще не начнёт этот увлекательный, но трудоёмкий процесс). Это, конечно, прекрасно, однако, никаких гарантий на этом крутом пути быть не может. Трудности подстерегают неофита на каждом шагу.

Подробно описать все проблемы, отводящие человека от могучего притяжения силы медитации,  магнита безмолвия, значит, написать ещё одну книгу. Потому поговорим о самых главных проблемах ищущего человека и задумывающегося о том, как начать медитировать.

Многие, приступавшие к увлекательному марафону медитации, сошли с дистанции по причине слабой решимости дойти до конца, во что бы то ни стало. Если бы движение было лёгким и происходило по накатанной асфальтовой дороге в горизонтальной плоскости! А тут сплошной горный серпантин, чреватый падением в бездну...

Но, даже, если явных падений не происходит, оказывается, для того, чтобы подняться на манящую вершину свободы, нужно столько времени и усилий! Как же не хочется напрягаться и вставать на узкую тропу, уводящую в горную страну, откуда нет возврата!

Куда проще отложить идею с овладением  медитацией  на дальнюю полку и ограничиться чтением духовной литературы, приправленным разговорами на эзотерические темы. Мне приходилось наблюдать за сотнями людей, так и не решившихся оторваться от любимого равнинного существования и овладеть своим хаотическим умом.

Как много нужно иметь решимости, чтобы подняться на желанную безмолвную вершину, этот Эверест духа? Никак не меньше, чем требуется для подъёма на реальный физический Эверест!

Сравните себя с серьёзными альпинистами, пропитанными горной романтикой и непрерывно рискующими своей жизнью во имя прекрасного ощущения безграничной свободы и восторга, охватывающего их, когда они всё-таки водружали заветный флаг на самой вершине. Есть ли у вас подобный настрой? Спросите об этом своё сердце.

Решимость — не одноразовый порыв для того, чтобы начать медитировать и достигнуть успеха Лишь ежедневный самонастрой на победу, с которого полезно начинать день, приведёт к желанным результатам.

В противном случае ветер обстоятельств рано или поздно отклонит неустойчивую лодку от намеченного курса. Накапливать энергию решимости необходимо каждый день, независимо от внешней ситуации и от внутреннего настроения с помощью мягкого, но сознательного усилия и вспоминания цели всем существом.

Другая проблема начинающих искателей — нетерпение. Им кажется, что ещё чуть-чуть, и жар-птица  успешной медитации – состояние безмолвия будет поймана.

Потому они идут на неоправданные радикальные меры — отказываются от внешних целей, бросают работу и начинают штурмовать безмолвную крепость, действуя кавалерийским наскоком. И когда атака захлёбывается, они испытывают горькое разочарование.

Они не хотят действовать спокойно, терпеливо, уравновешенно, предпочитая кропотливой работе по обузданию ума непродуманные прыжки желания.

По сути дела, они хотят достичь безмолвия не из созревшего решения пробуждённого сердца, но из своеволия самонадеянного ума. С энергетической точки зрения нетерпение — слишком грубая энергия, чтобы пройти сквозь божественный фильтр чистоты и тонкости, охраняющий священное пространство безмолвия.

Если вы задумываетесь о том, как начать медитировать и только приступаете к медитации, нацеленной на достижение безмолвия, вы обязаны победить и растворить в себе все самые тонкие виды нетерпения.

Китайская пословица о том, что недопустимо стимулировать рост рисовых побегов искусственным вытягиванием их за стебли, очень хорошо применима и к внутренней работе.

 

Истинный мастер медитации сосредоточивает всю свою энергию на процессе погружения и запрещает себе думать о результате. Он выбирает оптимальный ритм усилий: с одной стороны — сосредоточенный, а с другой стороны — мягкий и естественный.

Именно такой основательный, неторопливый, но очень точный процесс работы позволяет ему достичь наилучшего результата. Воистину, прав Спаситель — велик тот, кто велик в терпении.

 Нередко духовного искателя, уже подошедшего к дороге, которая ведёт в мир безмолвия и начинающего медитировать, останавливает банальный страх. Чего может испугаться тот, кто ощутил внутренний зов к совершенству?

Прежде всего, неизвестности, вырывающей его из привычного круга занятий. Пусть обыденная жизнь скучна и однообразна, зато она знакома и безопасна. А вдруг там за поворотом нечто ужасное или же требующее такой степени дисциплины, что небо может показаться с овчинку?

Он может бояться, что безмолвие сделает невозможным существование его привычек и слабостей. И, наконец, приступающий к медитации может смутно чувствовать, что ясный свет медитации сделает невозможным ту ложь, в которой он живёт.

А мир лжи иногда бывает настолько затягивающим, что сама идея отказа ото лжи выглядит весьма пугающей. Страх раскрыть самообман заставляет человека отказаться от идеи внутренней работы.

 Если по-настоящему настраивать себя на духовное восхождение, овладение собой и общение с духовной реальностью, то это невозможно, пока человек не выучит язык Духа, духовного мира. Одним из важнейших элементов такого языка является безмолвие.

Или человек научится входить в мир безмолвия так же легко и естественно, как он входит в родной дом или, в лучшем случае, он будет общаться со Всевышним издалека.

 Значит, единственный выход — победить свой страх и постараться понять, как начать медитировать . Для этого надо понять, что куда страшнее остаться за порогом своего истинного дома и так никогда в него и не войти.

Подобная перспектива куда страшнее, нежели те усилия, которые придётся затратить, чтобы всё-таки открыть дверь в дом. Отделяйтесь от страха, как от чего-то постороннего и не принадлежащего вам и пропитывайтесь спасительной субстанцией безмолвия.

 Что ещё мешает достижению безмолвия, так это лень. Ленивый человек не может найти в себе силы на ежедневное погружение, выделить время на медитацию и отказаться от суеты.

Если бы он сумел глубоко прочувствовать, почему он всё же выбирает пустяковые занятия, болтовню и праздную прострацию вместо получаса сосредоточенной работы над собой, он увидел бы, что на самом деле лень просто милее для него, нежели любые усилия.

Он не хочет напрягать волю и останавливать лениво копошащиеся мысли в своей голове. Ему не хочется приниматься за это занятие хотя бы потому, что он хорошо понимает: взяться всерьёз, значит делать это всегда. А он хочет застолбить своё право на лень и безделье в будущем.

 Мне не известен ни один ленивый йог, святой и духовный мастер. Коммерческие книги западных псевдоэзотериков с названиями «Йога для ленивых» могут вызвать если не гомерический хохот, то усмешку.

«Йога не для ленивых», — хотелось бы сказать в ответ. Правда, если под ленью понимать вовремя сделанное переключение на другое занятие или расслабление, наступающее после напряжения, то я за такую лень.

Но по большому счёту отказ от перенапряжения и возвращение к естественному потоку дао не заслуживает названия лени. Это всего лишь повышение качества внутренней работы.

Потому не будем придавать слову, означающему один из самых вредных пороков, положительный смысл и попытаемся понять, как начать медитировать и придти к достойному результату.

 Обуздание лени — одна из самых важных задач на духовном пути. С моей точки зрения одним из самых лучших методов оседлать дракона лени и заставить его работать на вашу цель является метод пробуждения в себе любви к преодолению препятствий.

Альпинист, влюблённый в вершину, испытывает огромное напряжение и порой затрачивает самые невероятные усилия, но это не уменьшает его энтузиазма и наслаждения самим процессом. Он идёт наверх не только за результатом, но и за процессом. Научитесь радоваться самопреодолению и наслаждаться усилиями, как жёсткими, так и мягкими.

Если вы не сделаете это, то можете забыть о безмолвии и пути к нему. Процесс самообуздания труден, но приносит невероятно богатые ощущения и наслаждения силы, потому если вы интересуетесь темой личностного и духовного роста , необходимо понять, как правильно начать медитировать.

 Серьёзной проблемой многих очень упорных, но правильнее сказать «упёртых» неофитов-искателей, можно считать склонность к внутреннему насилию по отношению к себе. Когда такой человек, попробовав остановить ум и выйти в изменённое состояние сознания, убеждается, что кавалерийский наскок здесь не работает, он, как правило, прибегает к методу волевого давления на своё ментальное тело.

Это порождает внутреннее сопротивление и ощущение глубокого эмоционального дискомфорта. Вместо того чтобы изучать себя такого, какой есть, человек изо всех сил пытается стать другим.

Он стремится выдавить из своего сердца те возвышенные чувства, о которых он прочитал в эзотерической литературе. В итоге всё, чем он занимается, приобретает для него какой-то неприятный оттенок.

 Хорошо, если человек остановится, перестанет себя торопить и найдёт свой путь к естественности. Однако, вполне вероятен и неудачный финал попыток подойти к тончайшей сфере духа с напором отбойного молотка, в результате чего человек просто вернётся в обывательскую жизнь. Но это в лучшем случае.

Возможны и другие варианты развития событий, в случае упорствования заканчивающиеся болезнями тела, а иногда и психики. Воистину трижды прав Эразм Роттердамский, говоривший о том, что заблуждение — дело человеческое, а упорствование в заблуждении — дело дьявольское.

Потому  для освобождения от психологической склонности к самоподавлению и насилию над собственной психикой необходимо очень серьезно изучать науку о том, как начать медитировать.

 Чтобы отказаться от привычки к внутреннему насилию, человек должен признать его наличие и прочувствовать бесперспективность такой формы самообуздания. Без этого не понять , как начать медитировать и делать это правильно, с радостью и естественно.  

Рассмотрите природу той личности внутри вас, которая хочет ускорить естественный ход духовного самораскрытия. Чего она хочет и куда спешит? Спросите её, а возможно ли в принципе подобное ускорение?

Неужели она всерьёз считает, что цветок духа вырастет и раскроется быстрее, если его каждый день на несколько сантиметров вытаскивать из земли? Но, если она не настолько глупа, чтобы верить в реальность такого способа эволюции, то на что же она рассчитывает?

Не означает ли это, что она на самом деле всерьёз не хочет ни просветления, ни методичной, ежедневной работы, к нему приближающей, а подсознательно провоцирует неудачу, чтобы потом была уважительная причина сойти с тропы восхождения?

 

Задавайте вопросы до тех пор, пока ваш внутренний насильник не будет полностью прижат к стенке. А затем мысленно растворите его и заполните это пространство мягкими воздушными энергиями.

Помните, что с привычкой к медитативному насилию по отношению к самому себе нужно бороться ещё на ранних стадиях вступления на путь, причём, борьба должна быть умной и мягкой. Легко один вид насилия заменить другим. Лишь возобновление тонких, почти нежных усилий постепенно даёт благой результат.

 Даже небольшое приближение к миру безмолвия уже повышает энергетику  и продвигает нас к овладению искусством медитации.

Если представить, что сила пробуждает все силы и желания, дремлющие в подсознании, то становится понятным, что одной из главных проблем при овладении безмолвием становится обретение равновесия. Но как обрести его, если амплитуда желаний, разогретых ожившими влечениями и чувствами, опасно увеличивается в размерах?

 В какой-то момент человек осознаёт, что медитация пробудила в нём вулкан страстей и что он всё чаще срывается в раздражение, разгул или соблазны.

Наверное, не бывает такого человека, которого бы миновали эти проблемы — все люди имеют низшую теневую природу души, которая под действием тонких сил обостряет своё присутствие и усиливает брожение.  

Лишь тот, кто изучил науку как начать медитировать и удерживать себя в избранном решении может быть уверенным, что медитация смягчит его нрав и не будет иметь разрушительных последствий.

 Главное, чтобы человек вновь и вновь возвращался к попыткам идти по пути к просветлению и трансформировал свои колебания в неуклонное устремление к истине, свободе и мастерству. Не нужно бояться срыва, необходимо опасаться подчинения страстям, удерживающим нашу душу в капкане страстей и нашёптывающих нам, что об освобождении не нужно даже и помышлять, мол, всё равно результат будет нулевым.

Может быть, действительно, сразу одолеть страсть и освободиться от её цепких объятий не удастся. Но, если вы будете пробовать ещё и ещё раз, то, в конце концов, ваша настойчивость будет вознаграждена, и вы вновь обретёте устойчивость и силы, потерянные во время срыва.

 Равновесие — таинственное свойство души. Самый высший вид равновесия обретается во внутреннем движении к цели, в устремлении. Именно в таком состоянии легче всего победить ненужные желания и тайные позывы к срывам и падениям.

Но стоит только перестать двигаться и начать жить под копирку вчерашнего дня, остановившись в развитии, как внутри нас сразу же начинает накапливаться некая тяжёлая сила, влекущая вниз. В этом смысле духовная эволюция человека напоминает движение на велосипеде: удержаться в седле и не упасть можно только крутя педали.

Как только вы прекратите это делать, можете сходить с велосипеда. Но в тоже время, во время движения нужно держать распрямлённой и ровной осанку, ощущая некую ось равновесия, проходящую через вас.

Связь с центром неподвижной оси помогает обретению устойчивости и помогает человеку понять, как правильно медитировать.

 Равновесие требуется и в обычной жизни, правильное и гармоничное проживание которой естественным образом подводит нас к медитации, и в процессе самого медитативного погружения. Равновесие — это и эмоциональное, и умственное, и волевое состояние человеческого духа, предполагающее связь устремлённой души со своим божественным центром.

Если вы всерьёз хотите овладеть безмолвной медитацией, вам никак не обойти стороной проблему равновесия. Это качество придётся постепенно воспитать и сделать его постоянным внутренним фоном для сознания.

 Говоря о проблемах и трудностях новичка, приступающего к медитации, нельзя не сказать о таком препятствии, как склонность ко сну. Речь идёт и о духовном сне, в который погружен почти каждый человек на земле, и о чисто физической сонливости, которая является настоящей мукой для многих медитирующих.

 Следует понять и принять как глубокую аксиому: во сне безмолвие недостижимо никогда. Преодоление сна — это и накопление достаточного количества энергии, и любовь к ясности, и привычка совершать мягкие усилия для того, чтобы бодрствовать.

Что касается сонливости, то это, с одной стороны, свидетельство нехватки энергии, возникающее в состоянии с закрытыми глазами, как естественная реакция нетренированного сознания. В условиях, когда оно лишено подпитки в виде сенсорных стимулов, идущих из внешнего мира, человека начинает клонить в сон.

Когда энергии становится намного больше, и человек к ней привыкает, сонливость постепенно уходит.

 Чтобы избежать сонливости, лучше медитировать, предварительно выспавшись и приведя себя в состояние гармонии. Если вы слишком мало спите, то будут проблемы с медитацией. Как только облако сонливости, наконец, покинет ваш мозг, вы сразу получаете гораздо больше шансов на соприкосновение с миром безмолвия.

 

Итак, мы перечислили основные проблемы и трудности новичка в процессе медитации, описали психологические качества и проблемы, которые мешают достижению безмолвия. Противоположные качества — решительность, терпение, бесстрашие, целеустремлённость, естественность, равновесие и бодрствование помогают скорейшей остановке ума, очищению и обретению силы безмолвия.

 Зажгите огонь энтузиазма

Независимо от стажа занятий медитацией, войдите в состояние неофита, наполненного горячим энтузиазмом и верой в успех. Вспомните себя в исходной точке пути и постарайтесь вызвать прежние переживания из памяти. Настройтесь также на переживания своих наиболее ярких достижений в медитации.

Поверьте еще и еще раз, что медитация — это замечательная вещь, которая поможет реализоваться вашим самым ярким желаниям. Вызывайте это празднично торжественное состояние и тонкого предвкушения радости перед каждой медитацией.

 

Создайте правильную установку

Перед тем, как погрузиться в медитативный транс, проверьте правильность своих установок. Если вы приступите к столь серьезному и ответственному процессу как медитация с правильными установками, то ее успешность значительно возрастет.

 Прежде всего, решимость добиться победного результата. Она должна сделаться вашим естественным внутренним фоном и уже никогда не покидать вас. Спросите себя — крепка ли ваша решимость? Нет ли в ней трещин в виде сомнений и неуверенности? Настройте себя так, чтобы больше никогда не отступать от уверенности, что вы все равно добьетесь вашей цели и не будете прекращать каждодневных занятий.

 Затем введите в свою установку энергии терпения. Убедите себя в том, что вы будете продолжать медитативную практику всегда, независимо от быстроты достижения результатов и степени трудности. Попробуйте присоединить к волевому напряжению чувство радости по поводу того, что вы воспитываете в себе терпение и трудолюбие.

Проникнитесь чувством бесстрашия. Да, медитация — это небезопасное занятие. Но вы идете сквозь страх и постепенно отпускаете его, словно темное облако. Чем сознательнее вы работаете над собой, тем меньше внутренней темноты, где только и может жить страх.

Наполняя себя светом, вы ликвидируете пространство, где мог жить страх. Если вы преданы идеям света, сохраняете непрерывную осознанность, не допускаете крайностей и двигаетесь постепенно, занятия медитацией не будут представлять для вас опасности.

Настройтесь на осознание самого процесса медитации, который гораздо важнее, чем результат.

Введите в свою установку сосредоточение на самых тонких медитативных переживаниях, которые вы воспринимаете как непрерывный процесс и растворение любых ожиданий результата.

Избегайте любого насилия над собой. Попытайтесь принять все, что возникает в поле вашего сознания, и легко пропустите через себя все это, позволяя быть собой. Подобный метод резко увеличивает интенсивность и глубину медитативных переживаний.

 Попытайтесь также ввести в свою установку максимальное равновесие. Найдите некий центр в своем существе и опирайтесь на него, уравновешивая свои эмоциональные колебания и перепады. Что бы ни произошло с вами в жизни и в медитации — вы все равно сохраните устойчивость и не выйдете из равновесия.

 Трудно ввести в свою установку все перечисленные идеи и энергии сразу, потому прорабатывайте это упражнение постепенно. Размышляйте над ним не только перед медитацией, но и в процессе жизни.

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой