Причины пьянства

Почему человек пьет, каковы причины пьянства? На этот сакраментальный во­прос нет единого ответа. Причин много, и в каждом случае они индивидуальны, поэтому невозможно их все перечислить. Постараемся обозначить основные.

Первая причина пьянства – это  ЧУВСТВО  УДОВОЛЬСТВИЯ, получаемое от выпивки. Если провести социологический опрос среди пьющих, то первое, что обычно можно услышать: «Пью для удовольствия, для кайфа».

 Борис В., 42 года, работает на рынке мясником. Здоровый мужчина постепенно превратился в раздувшуюся винную бочку со зловонным запахом и синими кругами под глазами.

Его со скандалом привела обаятельная жена Светлана О., 38-летняя телефонистка. Борис каждое утро страдает от невыносимых головных болей из-за обильных возлияний. Единственный способ избавления от болей — принять 150 грамм водки или два литра пива. «Меньше не помогает, — вздохнул он. — Но зато так здорово, по всему телу сладкое тепло разливается.»

Не менее восторженно он описывал само состояние опьянения: «Не знаю, почему другие пьют, а я лично получаю кайф от кайфа. А вы мне тут про какое-то лечение, кодирование. Зачем? Самая приятная штука на свете — уговорить поллитровочку с грибами».

До тех пор, пока страдания от последствий пьянства у него не превышают удовольствия, он от водки не откажется. А я, к сожалению, отказываю (хотя и временно) Светлане в просьбе помочь мужу, ибо он совершенно не готов к этому.

Передо мной поэт алкогольного удовольствия, а такие, как он, — безнадежны.

 Что бы не говорили трезвенники и язвенники, какие бы возражения и доводы не приводили противники алкоголя, спиртное в любом виде воздействует на сознание, самоощущение человека, вызывая приятные чувства.

Пусть на следующий день очень сильно болит голова, тошнит, дурной вкус во рту и полное расстройство многих функций организма, но за сладкий миг опьянения десятки миллионов людей готовы жертвовать преимуществами здоровья.

Специалисты объясняют удовольствие, испытываемое выпивающим человеком, целым букетом причин: снятием утомляющего контроля, расслаблением, отключением от тяжелой реальности с ее проблемами, сладким головокружением, приливом веселья в кругу собутыльников, с которыми так приятно пообщаться без «тормозов».

Все это, безусловно, имеет место, причем для каждого человека любой из этих факторов может иметь решающее значение.

Чувство удовольствия — самая сильная, острая, глубокая причина распространения алкоголизма и пьянства.

Обычная жизнь, как правило, не предлагает легких путей получения подобных приятных переживаний.

Алкоголь становится в этом случае самым лучшим средством.

Вторая причина пьянства- ПРИВЫЧКА. Этот фактор вырастает из первой причины.

Переживаемое удовольствие хочется продолжить. И вот человек, открывший для себя в юности неведомый, дурманящий мир, начинает все чаще совершать туда пока необременительные и приятные путешествия.

Он пьет вначале понемногу, затем все чаще и больше, а потом постоянно, причем по мере привыкания интенсивность удовольствия все уменьшается, но закабаляющая привычка становится все сильнее.

Спивающийся алкоголик с разрушенным организмом почти не ощущает удовольствия, однако пьет, потому что привычка к выпивке стала его второй натурой.

 

Почему Вы пьете?

Не знаю.

Вы получаете от этого удовольствие?

Да нет, противно...

Противно после, с похмелья, или во время пьянства?

И до, и во время, и после!

А почему до? Вы что, пьете каждый день?

Наверное, через день. Но иногда и несколько дней подряд.

А почему же все-таки пьете, если так противно?

Скорее по привычке. Не умею жить без пьянки. Скучно.

 

Вот такой диалог состоялся у меня с Федором А., 45-летним рабочим-алкоголиком с двадцатипятилетним стажем. Когда пьют так долго, то уже не по­лучают удовольствия, а делают это для того, чтобы опохмелиться и, конечно, по привычке.

 Действительно, как сказал поэт, «привычка свыше нам дана». Именно одна привычка, вытесняющая другую привычку — быть трезвым, — словно удав, сплетается на горле раба вина и водки.

Сила привычки прямо пропорциональна длительности ее жизни. Чем длиннее стаж пьянства, тем труднее от него освободиться.

АЛКОГОЛЬНАЯ СРЕДА. Каждая жена хорошо знает,  насколько сильно влияет на мужа компания собутыльников, которая втягивает его в выпивку и цепко держит его в своих руках.

Алкогольная среда является важнейшей причиной пьянства. Здесь играют роль: дружеские отношения, страх показаться «белой вороной» и подвергнуться насмешкам.

Многие женщины могут подтвердить, что мужья во время отпуска, на короткий момент выдернутые из привычной пьяной среды, как будто бы излечиваются и возвращаются к нормальной жизни.

Они оживают, просыпаются от хмельного сна, интересуются проблемами семьи. Одна женщина рассказывала мне, что после почти десятилетнего перерыва в совместном отдыхе вытянула мужа в отпуск к родителям в деревню.

Там с ним произошли разительные перемены: примерно на 10-й день он вернулся к своему любимому занятию юности — рисованию, за которое он не брался уже более 10 лет.

В этом смысле обмен квартиры, переезд в другой район, и тем более в другой город, действуют на человека очень благотворно.

Даже переход на другую работу в более трезвый коллектив и отрыв от привычной компании собутыльников могут сослужить добрую услугу.

Все это ослабляет устоявшиеся алкогольные связи и зависимость от пьющей среды.

«Спевшийся» и спившийся коллектив обладает удивительной особенностью — у него образуется единая алкогольное энергетическое поле,  аура, своего рода коллективное «пьяное Я», которое действует на отдельного человека сильнее, чем если бы он пил с разовыми случайными спутниками и тем более один.

Поэтому всякий разрыв связи с этим коллективным «пьяным Я» и расчленение подобного монстра (кстати, в «застойные» времена такие «пьяные», разложившиеся бригады на некоторых предприятиях принято было расформировывать) очень помогают отрезвлению человека.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. Это немаловажная причина пьянства. Не все пьяницы и алкоголики являются детьми пьяниц и алкоголиков, но этот порок во многом имеет наследственный характер.

Проконсультировав несколько тысяч пьющих людей, я пришел к выводу, что примерно половина из них в той или иной степени генетически запрограммирова­на на повторение ошибок своих предков.

Порой это наследственное влияние не прямое, а косвенное, и связано не с генами родителей, а с пристрастием к выпивке со стороны боковых или более дальних родственников.

Но факт остается фактом, трезвенник, как правило, имеет здоровую наследственную природу, а алкоголик часто запрограммирован на пьянство своими предками.

И хотя встречаются и другие случаи, когда сын буйного алкоголика, насмотревшийся на подвиги своего отца, ненавидит пьянство, общей картины это не меняет: гены отыграются на его внуке и правнуке.

Помимо индивидуальной генетической запрограмированности существует еще и национальная.

Конечно, речь не идет о реальном национальном гене пьянства, открытым учеными в результате длительных исследований. Национальная предрасположенность носит, скорее, не хромосомный, но культурно-исторический и глубинно-психологический характер.

Бремя тяжелой жизни ощущалось почти непрерывно, но душа мечтала о празднике, избавлении от страданий.

Конечно, заповеди православной церкви при их ревностном исполнении снимали с души значительную часть этой тяжелой ноши.

Однако сами церковные положения были весьма суровы, а сила жизни, бродившая в славянской душе, требовала своего выхода.

Поэтому за напряженной работой неизбежно следовало расслабление, которое по вполне понятным особенностям нашего национального характера далеко не всегда основано на трезвом укладе жизни.

ДУРНОЕ ВЛИЯНИЕ ЖЕН И РОДСТВЕННИКОВ. Поскольку мы говорили не о женском, а о мужском пьянстве, то эту причину мы связываем прежде всего с влиянием жен, а не мужей, как это бывает в семьях алкоголичек.

Оговорюсь сразу. Под дурным влиянием жен я имею в виду не только те очевидные, но очень редкие случаи, когда склонные к выпивке женщины незаметно для себя спаивают своего мужа.

Нет, речь идет о другом дурном влиянии, когда женщина не хочет, чтобы ее муж пил, но тем не менее влияние, толкающее его к рюмке, все-таки оказывает.

Такие ошибки в поведении жен оказываются серьезной причиной пьянства. Надеюсь, что эту книгу читают только те женщины, которые действительно хотят, чтобы их муж излечился от своего пагубного пристрастия.

Однако с сожалением констатирую, что в пьянстве мужа во многом повинны жены, их влияние носит дурной характер.

 

Вспоминаю одну пациентку, повара, которая ожесточенно отстаивала свою правоту. На это обычно отвечаю известной сентенцией: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

То, что сами не пьете, еще не значит, что косвенно не подталкиваете к этому мужа.

Следует новое возражение: « Так я же всю жизнь борюсь и скандалю». И на это могу ответить: «От этих скандалов ему ни холодно ни жарко».

А если опять-таки привести пусть и резко звучащую, но достаточно обидную пословицу: «Собака лает, караван идет», то это и будет более или менее верной картиной вашей жизни.

Сами по себе скандалы ничего реально для отвращения мужа от пьянства не дают, но, напротив, косвенно его к этому побуждают.

 

Каждый скандал или сцена должны быть тщательно продуманы и просчитаны.

Ни в коем случае они не должны превращаться в постоянное пиление, набивающее мозоли на мозгах и вызывающее у супруга вполне обоснованное желание убежать как можно подальше от назойливой и агрессивной жены.

Подумайте: пьянство как тень всегда сопровождают скандалы жен, но мужья как пили, так и пьют.

К чему они могли прислушаться и на что отреагировать — это поступки. Но истерики и скандалы — слова, а от слов принято отмахиваться.

По моей статистике, в самом факте пьянства 60-70% вины и ответственности несет муж, но не менее 30-40% — жена.

Именно она создает в семье атмосферу, от которой мужу нередко хочется сбежать к друзьям, помогающим ему за рюмкой снять стресс и тяжесть от неудачной семейной жизни.

Именно жена проявляет к мужу равнодушие, не препятствуя пьянству. Именно на глазах жены он перерождается в алкоголика.

Даже если она совершенно не пьет, а лишь ставит рюмку, закуску и после убирает посуду, то и этим способствует созданию алкоголизированной ауры, полупьяного совместного биополя, поражающего разрушительными вирусами все семейство.

Тонкая домашняя атмосфера, флюиды которой человек вдыхает нередко оказывается  серьезной причиной пьянства.

Точно так же, как говорят об активном и пассивном курении (причем при втором здоровье разрушается еще сильнее), так же и при пьянстве одного из двух супругов можно с определенностью сказать, что в их тандеме, хотя и по-разному и в различных дозах, но пьют оба.

УТРАТА ВЕРЫ В СЕБЯ И В БОГА. Эта причина в свою очередь предопределяет предыдущую, связанную с отсутствием целей и смысла жизни.

Человек, лишенный веры в Высшее Начало и Реальность, автоматически теряет и смысл жизни. Имеющий веру «хоть с горчичное зерно» обретает цель.

По-настоящему верящий в свое предназначение человек не будет тратить жизнь на пустую компанию собутыльников.

И даже если он на какое-то время оступится и попадет под чары алкоголя, то сохранит возможность излечения, пока верит в себя.

Если же речь идет о человеке, верящем в Бога не формально, а всерьез, то он тем более не будет тратить свою жизнь на алкоголь.

Вера в Бога является могучей силой, предохраняющей от пьяной пагубы, и самым мощным средством излечения, если болезнь наступила.

Сила молитвы, произносит ли ее с полной верой в исцеляющие возможности Творца сам больной или кто-то другой, про­сящий за него, очень велика.

Излечиться от недуга без Высшей помощи значительно сложнее.

Попытайтесь найти среди перечисленных причин пьянства именно ту, по которой пьет муж, но помните, что на глубинном уровне все причины пьянства объясняются бездуховностью, утратой связи человека с Богом, что приводит его к непонимание своего предназначения и усиливает ощущение бессмысленности собственной жизни.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой