Личностный рост. В каком направлении нужно расти, развиваться трансформировать себя

В википедии понятие личности определяется как наиболее устойчивая система индивида, построенная на его включенности в социум. Считается, что стержнем личности является самооценка, мотивация, характер и способности. Психологическая наука рассматривает личность как совокупность выработанных привычек и предпочтений, набор черт и особенностей человека.

Лев Толстой, великий неакадемический психолог в понимании человеческой души, наверняка способный дать сто очков многим академикам психологических наук, подчеркивая изменчивый характер человеческой души, говорил: «Человек течет как река».

Если взять этот образ за основу и поговорить о развитии человека, то значит нужно говорить о реке, как бы текущей вверх, к совершенству. Можно в качестве метафоры личностного роста взять и образ цветка, постепенно распускающегося в своем движении к солнцу.

Неповторимый сплав человеческих переживаний и качеств, именуемый личностью, не статичен, а динамичен. Существует множество теорий личности. Большинство из них сходится в том, что в понятии:

 «личность» есть несколько уровней:


1) биологический (потребности тела);
2) психофизиологический (индивидуальные нейропсихические основы памяти, восприятий, ощущений, эмоций, способностей, мышления);
3) собственно личностный (персональный опыт, знания, умения, привычки, навыки);
4) высший – ценностно-духовный уровень

 

У многих несовершенных, нравственно и психологически непроработанных людей низшие этажи личности управляют высшими этажами.

Личностный рост меняет отношения между этими частями – высшие этажи начинают управлять низшими и постепенно перестраивают их.

В результате человек освобождается от диктата и давления низших, чисто биологических программ, и обретает свободу, равновесие, гармонию и осознанность.

 

Само понятие личностного роста пришло в мир психологии из гуманистической концепции, авторами которой считается К.Роджерс и А.Маслоу. Сегодня практически каждое направление психологии использует это понятие.

При этом разные школы неодинаково понимают человеческую природу и ее исходное состояние с точки зрения ее дальнейшего развития и улучшения.

Одни школы исходят из того, что человек по своей сути является позитивным существом и для его развития необходимо создать ему благоприятные внешние условия.

Другие школы говорят о том, что человек не обладает никакой особой позитивной сущностью, что его сознание представляет собой всего лишь нейтральную площадку для самых разных внешний влияний.

На сегодняшний день понятие личностного роста чаще всего используется в тренингах, которые так и называются- тренинги личностного роста.

На этих тренингах личность человека, обычно формирующаяся и развивающаяся стихийно, в результате работы, целенаправленно проводимой тренером, и создания особой групповой атмосферы получает инструменты для того, чтобы измениться.

В каком направлении происходят личностные изменения и каким образом личность перерастает самою себя?

Прежде всего, она становится более зрелой, вырастают ее способности лучше понять себя, видеть собственные ошибки и недостатки. Углубление понимания собственной природы облегчает путь человека к личностным изменениям.

Личность начинает задумываться о таких проблемах, как смысл жизни, своя миссия и назначение, самореализация и самосовершенствование. Ее рост – это всегда рост ответственности за свой жизненный выбор, который она делает.

Кроме того, личностный рост не мыслим без пробуждения осознанности, улучшения способности управлять собой – своими действиями и внутренним миром, а также без освобождения от негативных убеждений.

И, конечно, личностный рост – это работа человека над своими личными психологическими качествами, предполагающая постепенное освобождение от недостатков и формирования в себе позитивного сплава лучших личностных свойств.

Возможен ли серьезный личностный рост, который в человеческой жизни происходит довольно медленно (убыстрение его случается либо под действием экстремальных обстоятельств, либо в результате сознательных усилий и попытках человека стать лучше) в формате тренинга, длительность которого обычно составляет два дня?

Конечно, серьезных и прочных изменений личности за столь короткий срок (2 тренинговых дня, в среднем всего 16 часов) обычно не происходит. Но активный ищущий себя и готовый к изменениям человек может получить на тренинге:

новый импульс к работе над собой;
более глубокое видение собственных проблем;
реальный алгоритм для достижения поставленных целей, усиленный практическими методами, позитивно влияющими на человека.

Потому хороший тренинг всегда может дать мощный импульс к тому, чтобы человек ускорил свое развитие и активизировал собственную личность.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой