Книга о трансе и мудрости. Рецензия на книгу Эдварда Конзе "Буддийская медитация"

Книга Эдварда Конзе «Буддийская медитация»  – одна из лучших западных работ, посвященная философии, психологии и духовной практике буддизма.

Серьезность этой работы заключается в ее очень большой основательности и глубине, продемонстрированной автором, сумевшим вместить множество важной информации в сравнительно небольшой объем текста.

 Книга рассказывает об основах буддийской традиции, ее представлениях об устройстве вселенной и человека, дает описание человеческого сознания и наконец, рассказывает о главных практических методах обретения свободы и просветления.

Она выдержана в духе классических европейских исследований буддизма, однако по своей  направленности во многом является неким практикумом в сфере медитативных упражнений и психотехник.

Спокойная  авторская интонация  и почти академическое повествование не позволяет предположить, что биография  ее автора его общественный темперамент и  далеки от буддийских канонов  и привычных восточных жизнеописаний.

Между тем, Эдвард Конзе – один из самых ярких англо-немецких востоковедов  двадцатого столетия.

 Родившийся в 1904 году в Лондоне (его отец был вице-консулом в немецком посольстве и принадлежал к среде германской  аристократии), молодой человек  рано проявил свои блестящие способности.

 Уже к 24 годам он владел 14 языками, в число которых входил санскрит. В  отроческом возрасте он проявил интерес к буддизму, прочитав в 13 лет работу Лафкадио Хирна «Gleanings in Buddha Fields» («Колоски с буддийских полей»), где обширно цитировалась знаменитая Алмазная Сутра.

Он закончил Кёльнский университет.

 Семья Конзе имела протестантские корни, хотя позднее мать перешла в католичество.

Это наложило определенный отпечаток на мировоззрение молодого  Конзе, который признавался позднее, что увлекался философией иезуитов, которые «убили во мне последние остатки протестантизма».

.           Благодаря им, я соприкоснулся с «Вечной философией» , которая, вероятно, привлекла меня из-за глубокой неоригинальности моего собственного ума, вследствие чего я соглашался с Гёте, сказавшим: «Истину нашли давным-давно, и именно этой древней истины нужно придерживаться».

Он даже одно время жил в иезуитском монастыре в Валькенбурге, в Голландии, где изучал схоластическую латынь.

После  он получил блестящее образование ( Кельнский университет, степень доктора философии по теме  «Понятие метафизики у Франсиско Суареса»).

Конзе посчастливилось слушать лекции и лично общаться с такими светочами немецкой философии как Макс Шелер и Эрнст  Кассирер.  Он  погружается в   исследовательскую работу в Боннском и Гамбургском университете, занимаясь там сравнительным религиоведением, сопоставляя буддизм и европейскую традицию.

 Но периодически он отходил от классического востоковедения и осваивал различные эзотерические источники, в частности теософию и астрологию.

Помимо востоковедения и высокой философии, Конзе тяготел к общественной деятельности и политики, что в общем-то легко объяснить – его молодость совпала с приходом в Германию фашизма.

Молодой Эдвард  по его собственному признанию всегда чувствовал отвращение к духу «шумного, ультрапатриотического, пангерманского милитаризма», которым его пытались накачивать в школе и вузе.

 Ему гораздо ближе была социалистическое мировоззрение с его заботой о социальной справедливости.

 Он  делается ярым противником нацистского режима и для укрепления антифашистского фронта вступает в немецкую компартию, изучает труды Маркса и Энгельса, становится лидером антифашистской  организации в Бонне и организует антифашистские  стачки в городе.

Какое-то время Конзе провел в Гамбурге, который контролировался противниками Гитлера и откуда  молодому ученому удалось вывезти  из Германии в СССР  какое-то количество антифашистов.

Он вступает в компартию, участвует в издании коммунистической антифашисткой газеты и даже наводит контакты с Советским Союзом:

«Я вспоминаю, как в 1929 году арендовал самую большую аудиторию Боннского университета, чтобы один советский экономист прочел лекцию о первом пятилетнем плане. Русский был весьма скучен и безобиден. В результате я произнес речь, настолько провокационную, что встреча переросла в потасовку, и пришлось вмешаться полиции.

Также я периодически организовывал на различных семинарах филологического факультета лекции любимого Сталиным языковеда Николая Яковлевича Марра.

 Он удивлял всех, особенно своей способностью читать на этрусском языке. Когда его спрашивали, как он это делает, он просто указывал на что-то, написанное им же самим на доске, и провозглашал: «Es ist klar-r». В целом он мало сделал для поднятия престижа Советского Союза. Марр предоставил мне дополнительную возможность прямой связи с Кремлем в обход дураков и партийных каналов».

Однако контакты с  марксизмом и компартией (а он платил партвзносы до 1933 года) не стали его главным жизненным занятием.

Атмосфера в Германии становилась все более напряженной и в какой-то момент стала для него по его собственному признанию смертельно опасной.

 Возможно он в итоге попал бы в фашистскую тюрьму, но  после того, как молодой ученый  отказался повесить на с воем балконе флаг со свастикой нацистские власти решили выслать его из страны на родину в Англию.

Поскольку Конзе  в детстве получил «англофильское воспитание» и всегда тяготел к английской культуре, то этот поворот судьбы стал для него выходом. В этом же году он переезжает в Лондон.

Здесь он какое-то время перебивался уроками немецкого языка, но затем занялся политикой, став членом Лейбористской партии.

При этом в течении длительного времени он симпатизировал марксизму, но постепенно разочаровался в нем.

 Конзе довольно быстро сделал политическую карьеру, встречался с лидерами партии социалистов, сотрудничал с Эллен Вилкинсон, которая в то время была министром образования Великобритании и лидером Лейбористской партии.

В соавторстве Конзе и Вилкинсон  написали и опубликовали две книги под названием «Why War?» («Почему война»?  и «Why Fascism?» («Почему фашизм?»).

Молодой человек вел активную пропагандистскую работу, выступал с лекциями, писал политические книги, статьи, памфлеты и его политическую карьера шла в гору.

Однако в какой-то момент внешняя активная жизнь наскучила философу и общественному деятелю, который разочаровался в политике и демократии.

Его политические взгляды вообще были сложными и неординарными – он придерживался так называемой «элитисткой» идеологии, которая исходила из того, что элиты обязательно должны  участвовать в управлении государством.

Позднее он уходит в образовательную деятельность, читая курсы лекций по психологии, философии и сравнительному религиоведению в Лондонском и Оксфордском  и Ланкастерском университетах.

После Второй мировой войны Конзе вел научно- административную работу  в академических кругах Германии и США.

 В 60-е годы Конзе большей частью жил в США, где преподавал философию и сравнительное религиоведение в самых разных американских университетах.

Его яркие, блестящие лекции пользовались огромной популярностью у студентов.

 Однако его далеко неакадемический темперамент и левые политические взгляды создавали ему проблемы в университетской среде.

 Он резко выступил против войны США во Вьетнаме и в результате был вынужден покинуть страну.

Вернувшись в Англию он прожил еще несколько лет и покинул мир 24 сентября 1979 года в Шерборне, Дорсет.

Еще во время Второй мировой войны Конзе начал  активно изучать буддизм  и это стало главным занятием его жизни.

 Интерес был далеко не теоретическим и проявлялся в эксцентричных формах.

Конзе  нарушает принятый в академической науке принцип личного отстранения от изучаемой и преподаваемой дисциплины  и становится открытым  пропагандистом практики медитации.

( В том, что этот принцип укрепился в академической науке США автор этих строк убедился во время своего путешествия по Америке, где я побывал в Колумбийском университете Нью- Йорка на факультете Азии: преподаватель не должен иметь ни малейшего личного пристрастия к излагаемому предмету – демонстрация  со стороны преподавателя своей любви к тому же буддизму среди студентов чревата прекращением научной карьеры).  

Конзе во время  войны  длительное время жил в своем трейлере в лесу, где медитировал, пытаясь строго соблюдать рекомендации буддийских мастеров.

Он изучает труды японского дзен- буддиста Дайсэцу Т. Судзуки и начинает заниматься переводами различных буддийских школ и традиций, в частности, сутры «Праджняпарамита» («Совершенство мудрости»), включающее в себя такие знаменитые тексты как «Алмазная сутра» и «Сутра сердце».

Он публикует несколько текстов в собственных переводах.

В 1951 году Конзе  закончил и издал  книгу «Buddhism: Its Essence and Development», которая   получила огромную популярность в среде интересующихся Востоком людей и до сих пор остается культовой книгой по буддийским практикам.

При этом Конзе, несмотря на свою любовь к внутренней работе в своей обыденной жизни вел себя не как монах в миру, а как достаточно эксцентричный жизнелюбивый человек: был дважды женат, много путешествовал, общался с людьми самых разных интересов, иногда далеких от буддизма, занимался общественной деятельностью и политикой.

Он сам не один раз публично говорил, что был лишь буддийским ученым, но никак не монахом-отшельником и просил его слушателей не разочаровываться в нем и в буддизме, если его поведение может показаться кому-то не соответствующим традиционным буддийским представлениям.

Буддийская общественность, видимо, с пониманием отнеслась к словам Эдварда Конзе, поскольку позволила ему в течении многих лет сохранять пост вице-президента буддийского общества США.

Интеллектуал, критически относившийся к современности и ее многим идеологическим направлениям ( фашизм, либерализм, феминизм, и в какой-то степени марксизм и  до конца дней пытавшийся осмыслить тысячелетний духовный диалог Востока и Запада, Конзе оставил после себя воспоминания «Memoirs of a Modern Gnostic» («Мемуары современного гностика»).

Книга Конзе «Буддийская медитация» состоит из развернутого введения, объясняющего смысл и цель буддийской философии и  четырех больших глав «Благочестивые упражнения», «Внимательность»,  «Транс» и «мудрость».

Хотя на небольшом объеме автор сумел изложить основные положения буддизма («Четыре благородные истины»¸»Три драгоценности» , философию обусловленности, понятие Шуньяты), главное, чему посвящена книга – практические методы «философии освобождения», освещенные с позиции ученого, серьезно занимающегося самоисследованием и медитацией.

Практика медитации  по Конзе, опирающегося на тысячелетнюю традицию Махаяны начинается с «благочестивых упражнений» - размышлений и «воспоминаний» о Будде, Дхарме Сангхе (учителе, учении и буддийской общине), призванных настроить мышление на благородный  высокий лад.

Без этой стадии, очищающей мышление искателя и в чем-то пересекающейся с практикой Ямы и Ниямы (физического и морального очищения)  невозможно восходить к вершинам просветления и мудрости.

Ученик должен научиться практике поклонения и преданности Будде и буддизму.

Следующая стадия – практика внимательности.

Она предполагает развитие умения наблюдать за мельчайшими оттенками своего психического состояния и распознавать, что в этом состоянии является истинным и ведущим к просветлению, а что ложным и уводящим от свободы духа.

 Наблюдение за телесными ощущениями, дыханием,  чувствами и желаниями, умом и ментальным процессами с одной стороны повышает осознанность каждого действия человека и развивает способность к тонкому самоконтролю, а с другой стороны  упорядочивает и высветляет психику.

Практика внимательности призвана научить человека правильному отношению к жизни и постепенно ослабить привязанность к земным телесным удовольствиям и научить его  лучше понимать бренную природу всего земного.

 В этой главе есть ряд упражнений, направленных на то, чтобы воспитать в  человеке более зрелое , ответственное  отношение к  смерти.

Динамическая медитация с открытыми глазами вообще играет огромную роль  в буддизме Махаяны и является подготовительной ступенью к концентрации, вершиной которой являются трансовые практики.

Этой теме посвящена третья глава книги «Транс».

 Здесь  речь идет о науке интроверсии, позволяющей ученику углубиться в свой внутренний мир и постепенно познать его изменчивую природу.

Конзе описывает  восемь ступеней транса, даются методы обуздания чувства ненависти, содержится описание упражнений и психотехник, развивающих такие качества человека как радость, дружелюбие, сострадание, уравновешенность.

Трансовые практики помогают человеку приблизиться к высшим областям сознания, где согласно буддийской традиции пребывают  многочисленные божества , помогающие человеку двигаться по пути совершенства. Кинга описывает упражнения по установлению контакта человеческого сознания с сознанием  этих божеств.

Четвертая глава книги «Мудрость» говорит о преодолении обусловленности или закона о зависимом происхождении всех вещей мира, включая человека с его несовершенствами, рассказывает о методах воспитания в человеке восьми познавательных способностей, которые постепенно освобождают человека от зависимостей  и приводят к слиянию с Великой Пустотой, составляющем сущность Нирваны.

 Состояние Нирваны или высочайшего Бытия, свободного от всех форм обусловленности есть главная цель земного странствования буддиста. Книга дает понимание пути, приводящего любого истинного искателя на путь Освобождения.

Книга Эдварда Конзе – это западный  взгляд на буддизм, написанная пером человека, хорошо знающего европейскую мудрость  и подтягивающего все лучшие достижения  и мысли европейских философов к  пониманию сути освобождения.

 Удивительно, что рассказ о древнем учении и о вечной философии в буддийском понимании выглядит очень современным.

Рассматривая  восточную антропологию и психологию, он сопоставляет буддийскую медитацию с  психотерапевтическими  подходами Запада.

 Добросовестность изложения, широчайшая философская и культурологическая образованность автора, его несомненные литературные дарования, глубина понимания когнитивных процессов, происходящих в сознании человека, пропущенная через личный опыт автора, хорошо осознающего все, о чем он пишет, делают книгу великолепным учебником по внутренней работе в буддийской традиции.

Книгу можно смело поставить в ряд с другими выдающимися работами по духовной практике буддизма – книгами Анагарики Говинды,  Рамачандра Рао, Гленна Мулина, Джека Конфилда, Бхикку Кхантипало, Джузеппе Туччи. Это  своего рода нетленка, которая будет полезна для любого искателя истины, интересующегося медитацией.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой