Метафизическая природа личностных проблем. Решаем с помощью практической психологии

Постижение многослойной и многоуровневой природы человеческого сознания позволяет лучше понять внутреннюю логику жизненного пути человека, который можно определить как непрерывный процесс решения проблем.

Проблема, рассмотренная на экзистенциально- психологическом уровне, есть интенсивно переживаемое противоречие внутреннего или внешнего плана.

"Решаю проблемы, следовательно существую "- так можно было бы исходя из представлений эзотерического синтеза перефразировать известный тезис Декарта.

Необходимо определить и метафизическую природу проблемы. Без проблем была бы невозможной эволюция человека. Если бы не было проблем их следовало бы выдумать.

Основное противоречие, с которым сталкивается человек от древнейших времен и до современности, заключается в несовпадении желаний и возможностей.

Метафизические корни личностных проблем следует искать в самой глубинной природе мироздания, а точнее говоря во взаимоотношениях проявленного и непроявленного плана бытия, тем более что сам человек есть существо, рожденное на стыке этих двух реальностей.

Именно наличие трудноразрешимых проблем порождает феномен страдания, которое можно рассматривать как разновидность субстанции или тонкой энергии, соприкосновение с которой вызывает отрицательно окрашенные переживания.

Всякая проблема представляет собой по сути порождение трех планов бытия - умственного (ментального), эмоционального (астрального) и физического (материального), препятствующее свободному обмену энергии человека с энергией среды, природы и других людей.

Проблема нередко несет травматический характер, потому можно сравнить её с болезненным блоком, узлом или тромбом, возникшим в тканях душевного организма.

В каждом конкретном случае можно говорить о преобладании элементов того или иного плана бытия внутри каждой проблемы - или это навязчивая, преследующая человека мысль, или тяжелая застойная эмоция, неважно агрессивного или депрессивного толка, или, наконец, мышечные зажимы и болевые ощущения в теле, представляющие собой внешнюю зону проблемы, её заземление и проявление.

В точности также, как в древнекитайской медицине болезни внутренних органов определялись по состоянию каналов, меридианов и аккупунктурных точек, выходящих на поверхность тела, глубинные психологические проблемы человека согласно концепции эзотерического психосинтеза могут быть обнаружены благодаря исследованию состояния мышечных зажимов.

Интенсивные переживания, тяжелые эмоциональные состояния, стрессы имеют четкую корреляцию со степенью зажатости тех или иных мышечных групп и участков, которые новое направление психологии предпочитает называть проблемными зонами.

Определение проблемных зон может осуществляться как психологом- специалистом, так и самим человеком. Избавление от личностных проблем должно считаться полным и окончательным лишь в том случае, если соответствующие группы мышц не напряжены и проблемные зоны отсутствуют.

Избавиться от той или иной проблемы - значит преодолеть все три её уровня, а именно:

1) изменения ментальной составляющей проблемы (прояснение причин её появления, рождение новых идей, противоположных тем, что привели к осложнению, осознание возникших трудностей как проблем и т.д.)

2) освобождение от негативных эмоций, связанных с переживанием проблемы,

3) растворение мышечных зажимов и болевых ощущений в проблемных телесных зонах с целью выхода блокированной энергии.

Направление эзотерического психосинтеза отделяет частные жизненные проблемы от фундаментальных, онтологических проблем, отражающих всю метафизическую драму человеческого воплощения на земле в этом лучшем из миров.

Частная проблема внешнего или внутреннего характера есть психологическое противоречие, блокирующее свободное перетекание энергий и переживаний. Оно порождается мелкими и отдельными препятствиями, которые мешают удовлетворению отдельных и конкретных стремлений.

Фундаментальная проблема представляет собой глубинное онтологическое противоречие между желанием получать постоянное удовлетворение от непостоянных объектов, вещей или целей.

Иначе говоря, это противоречие порождено исканием счастья и удовлетворенности на иллюзорных путях, то есть там, где оно никогда не может быть найдено (о модели подобных тупиковых поисков хорошо говорит суфийская притча про ключ, который ищется там, где он заведомо не может быть найден).

Наличие частных и фундаментальных проблем порождает феномен страдания, которое можно рассматривать как субстанцию или разновидность тонкой, отрицательно окрашенной энергии.

Правильное избавление от проблем всегда связано с растворением или уменьшением страдания, то есть отрицательно окрашенной энергии.

При этом важно осознавать, что полностью может быть растворима лишь энергия, порожденная частной проблемой. Страдательная энергия, связанная с фундаментальной проблемой, до конца не уничтожима.

Именно потому можно говорить лишь о превращении её в управляемую энергию, способную служить топливом для духовного восхождения человека.

Поскольку очищенная субстанция страдания как раз и может выступать в виде эффективного топлива, помогающего духовному восхождению, одной из задач творческой личности, согласно представлениям, развиваемым в эзотерическом психосинтезе, является обучение человека правильному использованию этой энергии.

В определенных случаях необходимо полностью от нее избавиться, в других обстоятельствах требуется сохранить её, при этом просто поменяв знак переживания.

Человек есть живое, постоянно преодолеваемое и возобновляемое противоречие. Внутренняя жизнь человека представляет собой сумму духовно-психических актов, направленных на разрешение противоречий (проблем).

Далеко не все жизненные трудности бытового характера становятся личностными проблемами. Лишь при повышенной объективной сложности достижения цели или при излишней склонности к фиксации на неприятных переживаниях бытовое препятствие становится личностной проблемой.

При этом степень серьезности проблемы во многом зависит от особенностей протекания энергетических процессов.

Эзотерический психосинтез предлагает рассматривать такие психологические процессы как решение проблем, достижение целей, удовлетворение потребностей не только со смысловой, но и с энергетической точки зрения.

Это и есть эзотерический подход или эзотерическая позиция, позволяющая проникать в глубину вещей.

Энергия, соединяющая субъект и объект, личность и предмет желаний, должна изучаться как в аспекте своих материальных характеристик (взгляд обычной, объективистской науки), так и под углом зрения внутрипсихических переживаний (тогда она становится предметом интереса духовной , "субъективной "науки ).

Необходимо, чтобы при исследованиях природы человека учитывался принцип эзотерических учений, который заключается в подобии двух реальностей - объективного и субъективного мира.

Подобно тому, как физическая электрическая энергия имеет двухзарядную природу (положительные и отрицательные ионы), так и психическая энергия, рассматриваемая во внутрипсихическом аспекте, имеет для каждого человека два знака - положительный и отрицательный.

Достижение желанной, нелегко дающейся цели высвобождает из объекта определенное количество тонкой энергии, поглощаемой тонкими структурами человека.

Процесс целеполагания и целедостижения как бы вульгарно это не звучало можно уподобить питанию, где в качестве пищи служит энергия.

Здесь уместно вспомнить психологическую доктрину системы санхья, в которой процесс восприятия сравнивался с поеданием травы ("внешний мир - пастбище чувств), или положение европейского оккультизма, где утверждается, что "человек питается тремя видами пищи - обычной пищей, воздухом и впечатлениями.

В тех случаях, когда достижение цели и соответственно поглощения энергии значимого объекта сопровождается эмоциями удовлетворенности можно говорить о положительном знаке (окраске) психической энергии.

Невозможность достижения цели переживается как препятствие, противоречие, проблема, сковывает энергию субъекта и парализует предполагаемое извлечение энергии из объекта.

В тех случаях, когда вследствие неудачи при достижении цели имеет место состояние субъективной недостаточности, неудовлетворенности и неполноты можно говорить об отрицательном знаке (окраске) психической энергии.

Характер переживаемых человеком проблем в значительной степени зависит от основной направленности человека, иными словами от вектора его воли.

Человек может иметь самую благоприятную внешнюю ситуацию и самое безмятежное и беспроблемное душевное состояние, однако при разрушительном направлении своей деятельности или при нисходящем векторе своей воли количество проблем будет стремительно увеличиваться.

И напротив, нет такой тяжелой проблемы из которой невозможно было бы выбраться при осознании своих ошибок и перемене направления воли, если оно было признано ошибочным.

Именно вектор воли, представляющий собой не только направление, но силу воли, в конечном счете определяет в каком слое сознания человек чаще всего находится, а следовательно и насколько он отягощен различными личностными проблемами - ведь чем ниже слой, тем больше проблем.

Буддизм видел цель человеческой жизни в освобождении от желаний, которые являются ничем иным как личностными проблемами.

Идеал южного буддизма - хинаяны - Архат полностью победил все желания, избавившись таким образом не только от всех частных личностных проблем, но и раз навсегда победил фундаментальную проблему, искоренив в себе желание воплощаться.

Состояние Нирваны - это такое состояние, где нет проблем в земном понимании.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой