Цель и Сверхзадача

«Твои стрелы не попадают в цель, - заметил мастер,
- потому что они недалеко летят духовно».

Йоген Херигель

«Я понимаю мир как путешествие вглубь себя».

В.В. Налимов (цитата из личной беседы)

 

Споры о том, целесообразна ли вселенная, в которой мы живем, или она представляет собой случайную игру слепых сил природы, идут в науке очень давно. Многие серьезные умы, склоняются к тому, что ничего случайного в космосе нет, просто те великие цели, которые реализует в своем бытии Природа (или стоящий за ней Творец) непостижимы для человека, во всяком случае, для несовершенного человека. Еще сложнее обстоит ситуация с человеческими целями. Философы и психологи дискутируют о том, что сделает человека более счастливым – постановка и достижение целей, или их отсутствие и полная спонтанность?

В этих спорах слышны отголоски дискуссии между конфуцианством, утверждающим, что необходимо ставить благородные цели и реализовывать их, и даосизмом, говорившим о том, что надо отдаться потоку Дао, который сам принесет тебя к истине, не заботясь о рациональности поставленных целей. До сих пор люди, стремящиеся к совершенству, не пришли к единству в этом вопросе. Очевидно только, что чисто человеческие дискретные, практические, порожденные интеллектом, цели, кардинально отличаются от таинственных, глубинных целей человека, имеющих отношение к смыслу его жизни и тому, что называется Миссией или индивидуальной Сверхзадачей.

Все мы хотя бы иногда задаем себе так называемые Великие вопросы, не имеющие отношения к нашей повседневной жизни, но призванные объяснить нам все, в том числе и смысл этой самой повседневности: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Откуда я пришел и куда иду?», «Почему я живу так, а не иначе?», «Для чего я делаю то, что делаю?», «Куда мы все идем?» Потребность познавать себя и окружающий нас мир вложена в нас сотворившей нас природой, ибо мы подобны Вселенной, являемся ее голографическим отражением – а согласно открытиям в современной квантовой физике, Вселенная тоже бесперывно познает сама себя, стремясь воплотить вложенный в нее некий Великий замысел.

Можно ли считать случайным и не указывающим на присутствие какой-либо неведомой цели феномен человеческого мозга с его 100 миллиардами нейронов, число которых соответствует числу галактик в Млечном Пути? Разве не содержит в себе намек на высшую целесообразность само существование таких гениев человечества, как Леонардо, Моцарт, Шекспир? В тоже время само бытие современного человека в лоне цивилизации немыслимо без постановки самых разных целей и их непрерывного осуществления. Полная же спонтанность и текучее существование было естественным и мудрым во времена Лао Цзы - сегодня же следующий только этой идее выглядит маргиналом, отщепенцем, хиппи, неспособным жить и успешно работать в трудном и жестком современном мире.

Потому нам, живущих в условиях, когда многие цели внедряются в наши умы извне и нередко со своекорыстным умыслом, когда эти цели множатся, и трудно понять, какие из них нам действительно нужны, когда они труднодостижимы из-за того, что с ними конкурируют цели других людей – искусству целеполагания нужно специально учиться. Иначе нас ждет разочарование по причине неверно выбранной стратегии целеполагания.

Большое количество психологических проблем, которые испытывают сегодня люди, вызваны тем, что цели, за которые они бились, в итоге так и не достигнуты. Честолюбец старался продвинуться по службе, но застрял в среднем управленческом звене и страдает от неудовлетворенных амбиций. Любитель природы мечтал о жизни в загородном доме, и делал для этого все, что мог, но почему-то так и перебивается в «хрущевке», завидуя рублевским небожителям. Женщина мечтала встретить прекрасного и любящего принца, а в итоге прозябает с диванным любителем пива. Но задумаемся: разве те отрицательные эмоции, которые переживают все эти люди, не обусловлены тем, что цели, поставленные ими, так и не осуществились?

Разочарование и душевная боль вызваны недостижением намеченных целей, в которые люди вложились своими силами, временем, волей, действиями - древние называли это страданиями. Будда утверждал, что причиной страдания является неудовлетворенные желания. Он говорил также, что человеческие желания по своей природе не удовлетворимы. Переводя религиозно-философские откровения древних на язык современной психологии, можно сказать, что к страданиям приводят не только те цели, которые мы так и не достигли (это понятно), но и любые негативные по отношению к людям и миру цели, которые нам на какое-то время удались.

Дело в том, что каждая осуществленная цель или результат немедленно вызывают целую цепь следствий, которые расходятся, как круги по воде от брошенного в пруд камня. Только в отличие от воды, которая бесследно гасит их в своих глубинах, порожденные результатом наших усилий круги обстоятельств возвращаются к своему источнику.

Если, поставленная нами и достигнутая цель в своей основе была эгоистичной, и при этом вредоносной для других людей, содеянное нами зло обязательно вернется к нам в виде каких-то разрушительных событий и как глубинное недовольство собой, называемое угрызениями совести. Предположим, кто-то очень хотел занять место директора фирмы, но для этого требовалось с помощью интриг подсидеть своего начальника. Если хитроумная комбинация удалась, и человек таким образом реализовал свою долгожданную мечту, не факт, что его победу можно считать окончательной. Во-первых, своим поступком он вызвал в жизни таинственный механизм возмездия, суть которого в том, что теперь гораздо больше шансов, что и его со временем кто-нибудь подсидит. Во-вторых, чувство удовлетворения от победы быстро улетучится и заменится таким количеством забот, что он задумается - а стоила ли игра свеч? И, наконец, в-третьих, ему помешают полностью насладиться победой бессознательные угрызения совести, отравляющие вкус нечестной победы.

Потому религия и общечеловеческая мораль говорит о том, что выбираемые нами цели должны быть гармоничными и нравственными (то есть осуществляться достойными средствами), а психология подчеркивает, что наилучшие цели всегда позитивныи экологичны(то есть никому не вредят, включая и самого человека).

Соотношение средств и целей – это особая тема, которая всегда интересовала людей. И если с вопросом, можно ли осуществить плохую безнравственную цель хорошими средствами и тем самым оправдать ее, разобраться несложно (оправдать нельзя, но чисто технически реализовать возможно – газовые камеры в Освенциме работали идеально), то с темой хороших целей, и дурных, но эффективных средств дело обстоит гораздо сложнее. Одни люди исходят в этой теме из принципа Макиавелли: цель оправдывает средства, но другие не считают для себя возможным прибегать к негодным средствам, поскольку убеждены – это запятнают саму цель. Не зря индийский мыслитель, Кришнамурти говорил о том, что средства являются продолжением цели. Потому для успешного достижения цели и долгосрочного сохранения всех ее преимуществ нужно соблюдать баланс между целями и средствами, не допуская неразборчивости в выборе последних.

Наука утверждает, что наличие цели жизни, особенно долговременной благотворно влияет на эмоциональное самоощущение. Японские ученые установили, что люди, ставящие перед собой серьезные цели, живут дольше, чем те, кто живет, ни о чем не задумываясь. Эта закономерность объяснима тем, что у человека есть глубинная потребность в понимании смысла жизни. Долговременная цель приближает к такому пониманию. Чем дольше целеустремленный человек живет, тем ближе к постижению таинственного смысла, который в полной мере становится понятен только к концу жизни, но его устойчивое ощущение помогает выжить в самых нечеловеческих условиях.

Психолог Франкл, написавший книгу о своем трагическом опыте пребывания в концлагере отмечал, что выживали в нем, прежде всего, те люди, кто еще до попадания туда имели какие-то серьезные цели в жизни и были убеждены, что она имеет смысл. Именно смысл давал им интерес к жизни, стойкость, готовность выдержать любые нагрузки и сложности, уверенность, что, в конечном счете, все будет хорошо. Потому очень важно, чтобы те цели, которые мы в жизни выбираем и ставим, соотносились со смыслом нашей жизни и не вступали бы с ним в глубинное и открытое противоречие.

В чем заключается смысл жизни? Этот сакраментальный вопрос, согласно интернет-статистике, вышел на одно из первых мест по запросам посетителей глобальной сети. Люди мучительно ищут ответа на этот вопрос с самых ранних времен, и каждый человек пытается ответить на него по-своему. Существуют ли какие-то универсальные ответы, устраивающие всех? Наверное, нет: люди слишком отличаются друг от друга, но лично мне ближе всего ответ, данный Спасителем: «Будьте совершенны, как совершенен ваш Отец Небесный». Смысл жизни с этой точки зрения можно выразить одним словом - совершенствование. Об этом говорят и религии, и лучшие мыслители мира, и современная психология.

Ради чего нужно совершенствоваться? Ради того совершенства, которое как глубинная программа, встроено в наше сознание. Потенциал, вложенный в нас Великой природой и Творцом, огромен, и если мы не раскрываем его, то поступаем подобно персонажам из библейской притчи, зарывшим в землю свои таланты - ведь тот, кто не реализует себя, тот деградирует. Мы действуем ради улучшения себя и мира, ради обновления жизни, ради полноты бытия и счастья, которое всегда сопровождает человека, совершенствующего себя и окружающее. Такая цель является самой достойной из всех целей на земле.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой