Кривое зеркало для подростка. Как общаться с одноклассниками из богатых семей

 

«Литературная газета», Выпуск №47-48 (6252) (2009-11-25)

Недавно беседовал с клиенткой, которая пришла на консультацию по поводу своего сына, перешедшего в другую школу в 7 класс.

Он пережил шоковое состояние, побывав у одноклассника из богатой семьи на даче и увидев, что представляет собой «элитная жизнь» (так охарактеризовал атмосферу дачи его новый приятель).

Подросток замкнулся и стал говорить родителям-врачам муниципального медицинского учреждения: «Мы никогда не сможем жить, как они. Займитесь бизнесом или уйдите в коммерческий медицинский центр!».

Все проявления родительской любви и заботы, которые могли себе позволить малобюджетные папа и мама - покупка компьютера, спортивного велосипеда, музыкального центра, видеомагнитофон оказались вмиг обесцененными. Сын впал в депрессию.

Во время консультации с ним мне не без труда удалось вызвать мальчика на откровенность. Отвечая на мой вопрос, что же его в этом случае задело больше всего, подросток использовал вполне взрослую социально- экономическую категорию - »несправедливость».

Он сказал, что по «телеку» видел «хаты» и покруче, и это не вызывало в нём чувства зависти. Но когда встретился со «сладкой жизнью» наяву, у своих знакомых, стала мучить мысль, а чем я хуже?

Разумеется, я постарался развеять болезненное настроение парня. Я попытался убедить его в том, что не все взрослые должны торговать нефтью, как родители его одноклассника и что кто-то должен спасать больных, как его мать.

Добавил, что со временем врачам будут платить больше, на что подросток почти рассмеялся мне в лицо: «Как эти нефтяным, что ли?». Я спросил, видел ли он родителей своих одноклассников и когда он это подтвердил, уточнил: «Как ты думаешь, счастливы ли они сами?».

После того как мальчик признался, что слышал, как отец его одноклассника орал на мать(свою жену) и та со слезами прошла мимо них, я напомнил подростку название известного сериала: «Богатые тоже плачут».

В ответ же услышал: я, мол, каждый день готов по часу плакать, если бы остальное время жил, как они. «Да, современным детям палец в рот не клади» -, подумал я и заметил: «Насколько я знаю, твой папа не доводит маму до слез!».

Подросток упорствовал: «Ее вся эта нищета тоже доводит, только она виду не показывает».

Юноша немного успокоился только после того, как я объяснил ему, что более половины детей планеты никогда не будут иметь даже такой скромной дачи, как у него. А ведь этого мальчика не отвергали сверстники из богатых семей.

Напротив, даже приглашали к себе домой. Однако гораздо чаще так называемые элитарные школьники полностью игнорируют остальных сверстников, создавая свой круг, в который не пускают никого.

Уже не говорю об издевательствах и остракизме, которому они порой подвергают тех в классе, кто им более всего не нравится, о мускулистых телохранителях, с которыми они иногда появляются в школе, о претенциозных родителях с их явными и скрытыми угрозами в адрес педагогов и других работников школы, показавшихся им недостаточно лояльными к своим отпрыскам.

Все мы хорошо знаем эту сторону современной школьной реальности.

Несмотря на кризис, потенциально нивелирующий слишком очевидные виды социального неравенства, расслоение никуда не делось.

Возникло две школы, две группы одноклассников, два класса родителей. Если хотите, две России.

В мире взрослых можно более или менее успешно пытаться нивелировать противоречия. В откровенном мире детей этот номер проходит плохо.

Чаще всего страдают дети из бедных социальных групп, хотя иногда встречается и обратные примеры.

Был случай, когда зажиточные родители забрали из школы сына и перевели его в другое учебное заведение, так как дети из небогатого круга объединились на почве тотального неприятия и полного игнорирования парня, после того как увидели, в каком роскошном лимузине привозит его в школу охранник.

Воистину трижды прав один мой состоятельный умный клиент, признавшийся, что «невозможно быть богатым и счастливым в бедной и несчастливой стране».
Что же делать в этой малоприятной ситуации?

Поделить школу на образовательные учреждения для бедных и богатых или утешиться тем, что кризис быстро нивелирует все социальные различия?

И хотя явление гарлемов в России вряд ли приживется, но и дети миллионеров едва ли обеднеют послезавтра.

Потому бороться с социальным неравенством придется еще долго и борьбу нужно начинать с попыток поменять психологию родителей. И богатых, и бедных.

Первым можно посоветовать, чтобы они ориентировали своих отпрысков не слишком похваляться богатством, иначе сверстники всегда будут им завидовать и никогда похвальбу не простят.

Со вторыми намного сложнее. Ценность труда и того, что относится к сфере морали, усилиями СМИ настолько дискредитированы, что совет проникнуться самоуважением к своей профессии и скромной жизни кто-то может воспринять как издевательство.

И все-таки всем нам пора начать восстанавливать истинные ценности и поднимать голову, даже если в мире пока господствуют искривленные идеалы.

У родителей, не комплексующих по поводу своего материального положения, даже весьма скромного, самооценка детей более устойчива, нежели у тех, кто стыдится своего положения рядом с богатыми.

Когда человек начинает ощущать, что деньги и богатство не единственные ценности на земле, в нем просыпается уверенность в себе, которая передается и близким, и детям.

Конечно, родители должны ориентировать ребенка, прежде всего, на успешную учебу. Если же в классе слишком много богатых детей, то для малообеспеченного ребенка лучше искать близких друзей во дворе или в спортивной секции.

Иногда малообеспеченные родители слишком рьяно ориентируют своих детей на высокие карьерные достижения.

Мол, учись изо всех сил, потом займешься бизнесом, станешь успешным и обгонишь этих богатеньких лоботрясов.

Свое пребывание в школе юноша или девушка рассматривают, как площадку, на которой они должны «сделать» всех своих будущих соперников.

С одной стороны этот подросток старательнее учится, с другой - в нем происходит личностный сдвиг и он рискует превратиться в честолюбивого монстра, жаждущего социального реванша любой ценой.

Состоится ли подобный реванш или нет, в обоих случаях человек будет изнутри несчастен. Потому лучше ориентировать детей не на то, чтобы они в будущем приблизились к олигархическому уровню достатка, а на более реалистические цели.

Например, на овладение такой специальностью, которая помогла бы им вести независимое и достойное существование в современном мире.

Да, люди изначально неравны по способностям, трудолюбию, по стартовым жизненным возможностям. К этой мысли необходимо привыкнуть, согласиться, что немалое количество людей во все времена будут жить лучше нас.

К такому пониманию полезно приучить и наших детей, не впадая при этом в уныние и пассивность.

Родители могут посоветовать детям из небогатых семей держаться в классе как можно более сплоченно, особенно если их богатые одноклассники ведут себя нагло и агрессивно.

Подобная сплоченность с одной стороны, несомненно, еще больше разделит класс на две группировки, с другой - такая позиция несколько сдержит «агрессию» богатых и сделает существование бедных более спокойным и комфортным?

Многое в этом конфликте будет зависеть от позиции педагогов, которые сегодня по понятным причинам все чаще занимают сторону богатых.

Тем не менее, учителю и в профессиональных, и даже в личных интересах надо в подобной сложной ситуации учиться не позволять манипулировать собой. Иначе им сядут на голову так, что работать будет невозможно.

Когда я писал статью, решил, что надо прямо поговорить с самими детьми, как они видят проблему, и спросил у своего 14-летнего племянника:

»Что ты ответишь однокласснику из богатеньких, который скажет тебе в сентябре: вот, я провел лето с предками на Майями, а ты просидел в дыре на родительской даче!»?

Племянник, ни на секунду не смутившись, высказал: «Есть великое слово « зато!». На мой недоуменный взгляд он пояснил: «Я отвечу: зато мне было весело!»

В это момент весело стало мне самому – оказывается, детская мудрость устроена так, что очень часто не видит особых проблем там, где взрослые ломают головы.

Что касается мальчика из семьи врачей, о котором шла речь в начале статьи, он успокоился только тогда, когда убедился, что его мать в критических обстоятельствах жизни ведет себя куда лучше богатой мамы его друга.

Дело происходило на даче «богатеньких», группа мальчишек играла в футбол. Один из них получил тяжёлую травму. Парня надо было срочно доставить в город. Богатая мама отказалась даже звонить в скорую: «Пусть этим делом занимаются его родители!». И увела своего сынка.

Помогла мать нашего подростка. Хотя у нее был выходной, по звонку сына немедленно выехала на машине скорой помощи на место происшествия и увезла травмированного в больницу. Сын, осмысливая случившееся, сказал: »Мама, оставайся врачом, а зарабатывать я научусь сам!».

Перечитав статью, вижу, что в ней речь идёт, прежде всего, о взрослых, советы которым, возможно, не слишком уместны.

Особенно властям предержащим, которые породили это возмутительное социальное противоречие и уже в течении многих лет ее удерживающих.

Может быть им стоит подумать, кем вырастут их собственные дети, которых еще долго будет сопровождать по жизни активная нелюбовь сверстников и другие не лучшие эмоции, а отнюдь не белая зависть к богатству.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Работа над собой