Восточная версия психосинтеза. Доклад на 1 Евроазиатском конгрессе по психотерапии 5-7 июля 2013

Тезисы доклада на 1 Евроазиатском конгрессе по психотерапии, состоявшемся 5-7 июля 2013 г. в Москве

Ключников Сергей Юрьевич - к.филос.н, старший научный сотрудник Института стран Азии и Африки при МГУ, действительный член ППЛ, руководитель модальности «Психосинтез», г.Москва

Доклад описывает вклад в психотерапию классического психосинтез уважаемого в мире направления и раскрывает сущность восточной версии психосинтеза. Он содержит целый ряд новаций: новое понимание самого процесса психосинтеза, новая концепция субличностей и способов их интеграции благодаря ресурсу внимания, иной, нежели прежде способ синтезирования лучших методов психотерапии, новый подход к работе человека над усилением «Я», достижение цели, применение психосинтеза в таких сферах как менеджмент, психология достижений, спорт, бизнес-консультирование, обучение, общение, геополитика.

ВОСТОЧНАЯ ВЕРСИЯ ПСИХОСИНТЕЗА

I. Классический психосинтез: история создания, сущность метода, заслуги перед психотерапией

Психосинтез - известный метод психотерапии, лечения, интегрального обучения, саморазвития, личностного и духовного роста, основанный на теории, которая была создана известным итальянским психологом, психиатром и философом Роберто Гвидо Ассаджиоли. Как видно из самого названия метода «психосинтез», он был некоей противоположностью психоанализа З.Фрейда, хотя Ассаджиоли стремился не столько к оппонированию той системы, из которой он изначально вышел, сколько к соединению всего лучшего, что было наработано З.Фрейдом, К.Юнгом, П.Жане.

Ассаджиоли прошел очень большой путь изучения человеческого и профессионального саморазвития прежде чем представил свою систему психосинтеза на суд экспертного сообщества. Образованнейший человек, к 18 годам владевший восьмью языками Ассаджиоли изучал не только западную философию, психологию, антропологию и психиатрию (работы З.Фрейда, К.Юнга, «межличностная теория психиатрии» Г.Саливана, «теория поля « К.Левина, антропология М. Мида и его этнографические исследования детства, гуманистическая психология А. Маслоу, и др.), но и психологов экспериментального направления (Майерс, У.Джеймс, Ш.Риши, Д.Райн). Представители последнего направления зафиксировали наличие паранормальных способностей человека, связанных с внечувственным восприятием, ясновидением, телепатией, телекинезом. Ассаджиоли использовал наработки психологов и психотерапевтов-практиков, работавших в области «активных методов лечения и развития личности» ( к ним традиционно относили гипноз, суггестивные и аутосуггестивные методы, такие как различные формы гипноза, аутогенной и психорегулирующей тренировки Э. Куэ, И.Шульца, Д.Болдуина, методы медитативного транса, психодраммы Дж.Морено, групповой психотерапии).

Помимо изучению этих и других, развивающих память, внимание, мышление, воображение и волю методов, Ассаджиоли опирался на данные набиравшего к тому времени силу направления психосоматики, изучал данные исследований интуиции, способностей, талантов и гениальности, стремился осмыслить природу состояний вдохновения и озарения. Он много работал над текстами А. Бэка по космическому сознанию, над системами Г. Гурджиева и П.Успенского, изучал психологию и мистику Востока- веданту, йогу и тибетский буддизм, о чем свидетельствует его сотрудничество с известнейшим исследователем тибетского мистицизма академиком Дж.Туччи, а также с такими крупными деятелями духовной культуры как супруги Н. и Е.Рерихи и А.Бейли. Как человека, глубоко изучавшего религиозно-духовную культуру и психологические корни человеческой этики, Ассаджиоли привлекали мыслители, указывавшие на большую роль нравственно-духовного начала в человеческой жизни. Биографы великого итальянца указывают на такие значимые для него имена и фигуры как Ницше, Шопенгауэр, Олпорт, Ангьял, Барук, Карузо, Франкл, Фромм, Юнг, Маслоу, Мэй, Прогофф, Ранк, Сорокин, Урбан, Мэй, Ранк и другие фигуры, которых относят к направлению «орто-психологии»( термин Маслоу) или «правильной психологии».

Следует подчеркнуть, что о различных аспектах синтеза говорили до Ассаджиоли и другие видные психологи - Жане (ментальный синтез), Кречмер (синтез бытия), Фрейд («синтезирующая функция «Я»). Но они использовали этот термин прежде всего для обозначения конкретного метода лечения функциональной диссоциации, благодаря которому состояние относительной целостности, существовавшее перед диссоциацией вследствие психологической травмы или сильного конфликта восстановливалось. Ближе к идеям психосинтеза подошли по признанию самого Ассаджиоли такие ученые как Юнг, которого больше интересовала трансцендентная природа Я, способного синтезировать другие психические элементы, а также «Медер, Карузо, Стокер и Кречмер, употреблявшие слова «психосинтез», «синтез существования» и «синтетическая психотерапия» в более широком и глубоком смысле, подразумевая развитие целостной и гармоничной личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей». Ассаджиоли включил в свою доктрину идеи перечисленных авторов, и создал систему, где идея психосинтеза носит более всеобъемлющий характер и выглядит вместе с тем более практически и технологично. Итальянский психолог настаивал на необходимости подобного подхода, поскольку целый ряд психологов( Олпорт, . Франкл, . Фромм, Маслоу, Мэй, Ранк), игнорируя явную глубинную противоречивость человеческой природы утверждали, что личность изначально целостна.

Основатель метода определял главную цель психосинтеза как помощь человеку в интеграции разрозненных, а нередко и конфликтующих частей человеческой психики в более совершенное и гармоничное личное Я с последующим высвобождением энергии Высшего Я. Путь человека к внутренней гармонии заключается по представлению Ассаджиоли в совершении нескольких главных шагов:

1) глубокое познание своей личности, заключающееся в выявлении ее составных частей и конфликтующих структур и понимании своей степени отождествленности с ними и зависимости от них;

2) постепенное разотождествление с этими частями (субличностями) и достижение контроля над различными элементами личности;

3) создание объединяющего центра, нового Я, которое формируется в зависимости от задачи, стоящей перед человеком, ведущим подобную сложную работу под руководством опытного психолога или психотерапевта;

4) психосинтез, то есть соединение этого центра или Я с высшим Я и перестройка всех элементов личности вокруг нового центра.

Квинтэссенцией психосинтеза можно считать именно эту последнюю стадию работы - соединении нового Я или сознательно выстроенного внутреннего психологического центра с Высшим Я, то есть синтезирование двух Я в единое целое. Сподвижник Ассаджиоли, итальянский психолог Петро Ферручи считавший, что «в психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером» и что оно — «скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство» выделил идею двух Я- трансперсонального и духовного.

Индивидуальный психосинтез Ассаджиоли рассматривает как проявление более широкого принципа, всеобщего космического закона синтеза людей, этносов, наций и мироздания, которое он воспринимал как одушевленную реальность.. Об этих глобальных видах синтеза Ассаджиоли говорил вскользь, оставляя эту тему для будущих сследователей, а сам сосредотачивался на теме психосинтеза внутри человеческой личности., которая по его представлениям включает в себя множество элементов, главными из которых являются субличности. Петро Ферручи давал им следующее определение:

«Субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. Говоря словами португальского поэта Фернандо Пессо: «В каждом углу души моей алтарь иному божеству».

Ферручи говорил также:

«В каждом из нас – толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк – каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека. Нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом. Как говорит Ассаджоли: «Несколько субличностей постоянно дерутся: импульсы, желания, принципы, стремления вовлечены в бесконечную борьбу».

Чтобы научиться управлять собой на уровне тела, эмоций и мыслей с точки зрения психосинтеза необходимо овладеть более крупными психологическими образованиями внутри себя – субличностями. Человек должен изучать их, понять какой этаж нашей психики, включая этажи бессознательного они занимают, увидеть с какими социальными ролями они связаны и привести их к состоянию единства и гармонии. Психосинтез предполагает также не только интеграцию субличностей, но и пробуждение способности к концентрации, самопознанию, созерцанию, постоянное ощущение и поддерживание внутренней целостности, достижение гармонии и психологического мастерства. Применение принципов и психологических практик психосинтеза позволяет человеку ощутить, понять и осознать, что он может быть господином самого себя, что в его власти управлять своими психическими процессами, внутренним миром и постоянно совершенствоваться. Как действенный метод самопознания и трансформации психосинтез помогает человеку, его практикующему увидеть в себе те негативные психологические программы и тенденции, которые мешают обрести целостность и постепенно преобразовать их в позитивные и гармоничные.

Несмотря на то, что в мире существует около 100 институтов и центров изучения и применения психосинтеза можно с сожалением констатировать, что в России эта мощная, очень эффективная, ресурсная и глубоко проработанная система психологии и психотерапии недостаточно оценена. Как правило, он используется психотерапевтами для лечения нервно-психических и психосоматических расстройств, депрессивных состояний, для освобождения от личностных кризисов, внутренних конфликтов, глубинных психологических проблем и различных зависимостей. Кроме того, психосинтез применяется в области интегрального воспитания и обучения при работе с подростками, для развития творческих способностей, а также в области личностного роста, саморазвития и самовоспитания.

Если говорить об отличии психосинтеза от других систем практической психологии и психотерапии, то нужно отметить его безопасность для психики, небольшое количество ограничений, гибкость и широту подхода к проблемам клиентов. Психосинтез как метод содержит большое количество практических приемов самотрансформации, отличается мягким экологичным подходом к решению проблем и умелым ( разумеется в руках опытного профессионала) использованием скрытых ресурсов психики и потенциала, заключенных в сфере нашего бессознательного.

Стоит отметить и такую особенность методов, предлагаемых психосинтезом, как прочность последействия и долгосрочность результатов работы - личностно-духовных изменений, произошедших с человеком. Кроме того, важна его одухотворяющая направленность- психосинтез в значительно большей степени, нежели многие другие направления психологии и психотерапии нацеливает человека не просто на личностное, но на духовное совершенствование.

Влияние, которое оказал психосинтез на практическую психологию и психотерапию трудно переоценить.

1. Именно Ассаджиоли ввёл в научно-практический оборот понятие «субличности», позволяющее более глубоко описать динамику процессов происходящих в человеке. Впоследствии это дало импульс таким направлениям психотерапии как НЛП, активно использующим данное понятие внутри своей системы, а также Психодрама, работающая с ролями, которые приходится играть людям и Системные расстановки, стремящиеся упорядочить психологические части человека.

2. Именно в психосинтезе в первые с такой отчетливостью было сформулировано понятие синтеза, интеграции, целостности, которое в дальнейшем было взято на вооружение интегративной и холистической психологией.

3. Именно психосинтез предложил уйти от ориентации исключительно на больную, травматическую личность и направил свое внимание на здорового, стремящегося к совершенствованию человека, что потом получило развитие в гуманистической психологии.

4. Именно психосинтез предложил особую систему работу с псижическими образами, что впоследствии было использовано в методах имаготерапии и символдраме.

5. Именно психосинтез обратил внимание на Высшее Я, представляющее собой глубинный духовный центр в человеке и тем самым легализовал в психологической науке изучение духовных пластов сознания и мистического опыта, пережитого искателями совершенства, что впоследствии стало интенсивно изучаться трансперсональной психологией.

6. Именно психосинтез обратил внимание на исключительно важную роль сознательного внимания, что впоследствии было подхвачено такими выдающимися учеными и практиками психологии, как Чарльз Тарт, Михай Чиксентмихайи, Мартин Селигман, Даниэль Каннеман.

7. Именно Ассаджиоли предложил изучать личность с точки зрения психодинамических процессов и легализовал понятие психической энергии как основу психодинамики, что впоследствии получило развитие в телесно-ориентированной психотерапии, в частности в биоэнергетическом подходе Александра Лоуэна.

8. Именно Ассаджиоли вслед за Шопенгауэром показал огромную важность для эволюции человека такой составляющей человека как осознанная, устремленная к самопознанию воля, дал реальные методы её развития и оказал влияние на целый ряд эзотериков, таких как Георгий Гурджиев, автор системы саморазвития «Четвертый путь».

Можно выделять множество других заслуг Ассаджиоли и открытого им метода. Однако как бы ни были велики эти заслуги и сколь бы ни значительны были достижения классической версии психосинтеза система имеет будущее, если постоянно развивается и обновляется. Многочисленные центры психосинтеза, работающие в разных странах мира и применяющие этот метод в конкретных условиях сталкиваются с необходимостью включать в психосинтез достижения современной психологической науки и адаптировать его к условиям национального менталитета. Россия в силу своего географического положения местоположения между Европой и Азией, исторической евразийской судьбы, особенностей культурной традиции и национального менталитета, склонного к поиску обобщающей идеи обречена на свое индивидуальное прочтение психосинтеза. Именно здесь получила мощное развитие персоналистская христианская философия, представленная целым рядом русских философов (Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, С.А. Аскольдов, В.Ильин, П.Н.Савицкий, Н.С. Трубецкой). Персоналисты как известно пытались применить свой метод не только осмысляя сознание отдельного человека, но и рассматривая Россию как сверхличность со своей психологией. Это очень мощно корреспондирует с психосинтезом.

Ирония судьбы заключается в том, что в нашей стране, которая в силу ряда причин не успела ознакомиться с классическим вариантом психосинтеза и опоздала с его освоением почти на сто лет профессионалам, увлеченным этой системой придется сразу продвигать обе его версии- классическую и обновленную. Потому мне хотелось бы сформулировать основные положения восточной версии психосинтеза, адаптирующей классическую версию к специфическим особенностям российского менталитета и глобальным изменениям, произошедшим в мире.

II. Восточная версия психосинтеза: Отличительные черты, психогические механизмы, новые сферы применения

1. Дезинтеграция, субличности и картина мира. Субличности, попеременно берущие власть внутри человека и захватывающие центр принятия решений создают мозаичную, искаженную картину мира, по сути дела множество картин ( или «карт» по терминологии НЛП), которые не позволяют человеку. Иногда сливаясь с социальными ролями, а иногда действуя самостоятельно они принимают противоречивые решения, создают сложные обстоятельства, в которые попадает человек. Если эти обстоятельства повторяются или тем более становятся постоянными, субличности закрепляются в человеческом сознании и начинают руководить поведенческими реакциями. Субличности не являются обязательно негативными внутренними образованиями и они трансформируются во вредные внутренние структуры только в том случае, когда человек отождествляется с ними и они берут над ним верх. В этом случае они дезинтегрируют личность человека. Мозаичная картина мира может достигать такой степени, что субличности становятся фактически автономными друг от друга. В этом случае жизненный опыт, накапливаемый человеком капсулизируется вокруг каждой субличности и становится недоступным для усвоения другими субличностями, а личность перестает расти и учиться.

Иллюзия целостности поддерживается тем, что человек, поочередно отождествляющийся с разными субличностями продолжает называть себе «я», порой поступая совершенно противоречиво. Чтобы адаптироваться к нарастающим противоречиям, человек, как правило, бессознательно заключает договор с разными субличностями об очередности властвования, выдвигая на авансцену то «Я», которое действует от имени всех субличностей и представляет собой самое сильное, доминирующее качество личности, ее грань, акцентуацию той или иной черты характера . Иначе говоря внутри человека происходит ложный психосинтез или кристаллизация психологических качеств не вокруг Высшего «Я»,. а вокруг какой-то отдельной черты, мотива, привычки, получающей псевдоперсональный статус.

Современный человек находится в дезинтегрированном состоянии. У него можно выделить несколько уровней дезинтеграции:

- тело- эмоции- ум, что выражается либо в телесной неуклюжести человека, чье тело живет как бы отдельно от его мыслей и переживаний, либо в конфликте ментальных убеждений(принцип «надо») и желаний(принцип «хочу»);

- противоречивость и разнонаправленность желаний и эмоций, при которой человеку одновременно хочется взаимоисключающих вещей ( например, богатства, требующего труда и прожигания жизни, предполагающее безделье и расслабленность) или он переживает противоречивые эмоции любви, смешанной с болью;

- противоречивость картин мира, идей и убеждений, которыми руководствуется человек в жизни, когда кто-то имеет конфликтные убеждения по поводу самого себя (публично декларируемая убежденность в собственной гениальности и одновременно подсознательная в этом неуверенность);

- отделенность .ума и эмоциональной сферы от Высшего «Я», при которой человек может иметь сильный интеллект и страстные переживания, лишенные какой бы то ни было связи с духовным началом и потому доставляющие ему множество проблем.

Иногда дезинтегрированность достигает таких степеней, что невозможно говорить о целостности человека и его психическое и нравственное здоровье оказывается под угрозой. Большинство психологических проблем, с которыми сталкивается человек порождены его внутренней дезинтеграцией

Восточная версия психосинтеза предлагает выделить несколько уровней психической дезинтегрированности человека по степени убывания этого качества:

1. Дезинтеграция психопатологического уровня, когда человек имеет множественные личности и скорее всего стоит на учете в психоневрологическом диспансере, если не как психический больной, то как невротик.

2. Дезинтеграция нравственного уровня, выражающаяся в криминальном прошлом или настоящем человека

3. Дезинтеграция, проявляющаяся в виде невротических акцентуаций, внутренних конфликтов, противоречий между мечтами и действиями

4. Дезинтеграция в виде небольших внутренних конфликтов у вполне здорового человека

Каждая дезинтегрированная часть человеческой психики стремится захватить центр принятия решений и претендует на то, чтобы выступать от имени всех субличностей и склонна каждый раз называть себя «Я». На практике дезинтеграция соседствует в человеке с ложной интеграцией- системой ролей, которые приходится играть. Какие-то субличности выходят на сцену сознания чаще других без этого механизма. было бы невозможно функционирование человека в обшестве.

Цель психосинтеза, недостижимая, но наивысшая – достижение полной интеграции, без сего невозможно соединение объединенного центра с Высшим Я.

2. Новое понимание природы и механизма психосинтезирования. Восточная версия психосинтеза отличается от классической не только расширением возможностями и областей своего применения, но и несколько иным, более расширенным пониманием механизма синтезирования. Восточная версия исходит из того, что психическое синтезирование ощущений, чувств, идей, образных представлений, актов понимания, волевых усилий и решений есть не просто психотерапевтический метод, но естественный психологический процесс, непрерывно и стихийно происходящий на протяжении человеческой жизни. Неосознанный психосинтез приводит к дезинтеграции, к дроблению единой психики на полуавтономные образования или субличности, которые слабо интегрированы между собой и образованию ложной кристаллизации психических элементов и негативного центра (ложного Я) в пространстве человеческого сознания. Осознанный психосинтез корректирует этот процесс и помогает человеку освободиться от ложной личности.

Механизм психосинтеза присутствует в любом процессе психической деятельности, например в акте восприятия, предполагающем направленность сознания и органов чувств на какой-либо объект или процесс психической деятельности или на достижении той или иной цели. Человек синтезирует ( присоединяет) новый сенсорный или смысловой образ к той систем образов и образных представлений, которые для него типичны. . При этом восточная версия, ссылаясь на данные когнитивных западных исследований утверждает, что за всяким, в том или ином смысле сознательным психическим актом стоит мини-субъект или мини-субличность.

Как правило, в психологии синтез понимается как установление связи последующее соединение различных элементов сознания, то есть как слияние на ментальном, логическом уровне. Однако известно, что синтетические процессы могут происходить на других этажах (уровнях) человеческой психики - на уровне ощущений (эффект синестезии, объединяющей воедино два или даже несколько ощущений, например знаменитый цветной слух Скрябина), на уровне чувств (когда человек переживает одновременно два чувства или одно сложное сочетание, «метасостояние» по терминологии НЛП). В телесной психотерапии ощущения вообще являются синонимом жизненной энергии и потому усиление ощущений с помощью синтезирования их различных разновидностей можно считать стратегией энергетического роста. Буддийская традиция Махаяны говорит о повышении осознанности путем слияния воедино сенсорного опыта человека, то есть данных органов чувств. Однако наиболее полным и эффективным вариантом синтеза является сознательное соединение всех лучших качеств, способностей и внутренних субличностей человека в единый центр, что собственно и предлагает система саморазвития Ассаджиоли.

Человек, взаимодействующий с другим человеком, обучающийся какому – либо навыку или умению, или достигающий поставленной цели, производит процесс синтеза собственной психики с этим человеком, приобретенным умением или полученным результатом. Соединяющим или синтезирующим фактором является образ человека, навыка, цели. Причем это синтезирование, в случае если оно производится психологически спящим или несовершенным человеком, раздираемым внутренними конфликтами человеческим сознанием носит фрагментарный и неполный характер. Человек не может создать сильного позитивного образа своего собеседника, желанного умения, запланированного результата. Слабый нечеткий образ проявляется в виде несовершенного действия.

3. От бессознательного и нередко негативного и стихийно протекающего психосинтеза к сознательному позитивному психосинтезу. Как образуются ложные субличности? Поскольку процессом синтезирования управляют несовершенные субличности, искривляющие процесс восприятия и неспособные воплотить представляемый образ в совершенное действие целостность психики нарушается еще сильнее. Человек начинает формировать в самом себе ложное Я, основанное на ущербном синтезировании неправильных представлений о мире и себе. Стихийный неосознанный психосинтез проявляется в человеке как глубоко ошибочная, неполная картина мира, основанная на ложной интеграции внутренних частей человека. В этом случае психические элементы человека группируются и кристаллизуются вокруг ложного Я, направленного на цели, негармоничные для глубинной природы человека Осознанный позитивный психосинтез корректирует этот процесс и помогает человеку освободиться от ложной личности и конфликтующих частей, гармонично интегрируя субличности и соединяя внутренние противоречия в единое гармоничное начало.

4. Синтезирование лучших методов основных психотерапевтических систем. Помимо более углубленного и расширенного толкования самого психологического механизма психосинтеза, его восточная версия означает также непротиворечивое соединение самых лучших элементов из других систем психологии и психотерапии. Система классического психосинтеза в значительной степени направлена на синтезирование субличностей человека, устремленного к совершенству или имеющего серьезные психологические травмы. Но способы решения конкретных жизненных проблем и достижения реальных целей, которые стоят перед каждым человеком, в классическом психосинтезе рассматривались значительно меньше. Восточная версия психосинтеза более ориентирована на жизненную конкретику.

В восточной версии предлагается также производить коррекцию того ложного психосинтеза, который человек осуществил в процессе ошибок и негативных поступков и решений, совершенных им в своей жизни. Эти ошибки и полученные проблемы, а также способы решения хорошо и подробно прорабатываются в самых разных психологических и психотерапевтических системах, таких как когнитивная психология, гештальт- терапия, транзактный анализ, НЛП, биосинтез Дэвида Боаделлы, символодрама, спиральная динамика, позитивная психология Мартина Сэлигмана и Михая Читксентмихайи.. Восточная версия психосинтеза предлагает синтензировать все лучшие достижения данных психологических систем и рассмотреть понятия субличностей с эволюционно-динамической точки зрения, изучив и осознав каким образом и под влиянием каких факторов они формируются в человеческом сознании еще с детства. Она предлагает методики, позволяющие анализировать, каким образом внутри человека происходит образование ложного психологического центра, как при этом у него еще с детского возраста синтезируются главные субличности.

5. Новая концепция субличностей

.Восточная версия психосинтеза считает понятие субличностей, исключительно важным достижением психологической мысли, от которого ни в коем случае нельзя отказываться как это предлагают сделать некоторые современные теоретики психологии, исходящие из постмарксистских и гуманистических представлений о том, что личность здорового человека целостна и любые автономные элементы внутри нее носят паразитарный и патологический характер. Конечно при полной автономизации субличностей паразитарность, патологичность и деструктивность субличностных проявлений вполне реальна. Однако учитывая массовость невротических реакций, дисгармоничность душевного состояния современного человека и увеличение количества навязанных массовой культурой мотивов можно с уверенность сказать, что структура личности современного человека носит гораздо более дробный и фрагментарный характер, нежели мы предполагаем.

Различные исследования показывают, что субличности начинают формироваться с первых месяцев жизни ребенка и имеют свои истоки и корни в нашем психологическом наследии, полученном от родителей и предшествующих поколений. К годовалому возрасту базовые субличности ребенка уже получают свое оформление. Связанные с системой мотивации и потребностей человека субличности формируются благодаря повторению реакций, приобретенных из опыта и по мере взросления человека превращаются в более сложные образования.

Субличности, попеременно берущие власть внутри человека и захватывающие центр принятия решений создают мозаичную, искаженную картину мира, по сути дела множество картин (или «карт» по терминологии НЛП), которые не позволяют человеку. Иногда сливаясь с социальными ролями, а иногда действуя самостоятельно они принимают противоречивые решения, создают сложные обстоятельства, в которые попадает человек. Если эти обстоятельства повторяются или тем более становятся постоянными, субличности закрепляются в человеческом сознании и начинают руководить поведенческими реакциями. Субличности не являются обязательно негативными внутренними образованиями и они трансформируются во вредные внутренние структуры только в том случае, когда человек отождествляется с ними и они берут над ним верх. В этом случае они дезинтегрируют личность человека. Мозаичная картина мира может достигать такой степени, что субличности становятся фактически автономными друг от друга. В этом случае жизненный опыт, накапливаемый человеком капсулизируется вокруг каждой субличности и становится недоступным для усвоения другими субличностями, а личность перестает расти и учиться.

Иллюзия целостности поддерживается тем, что человек, поочередно отождествляющийся с разными субличностями продолжает называть себе «я», порой поступая совершенно противоречиво. Чтобы адаптироваться к нарастающим противоречиям, человек, как правило, бессознательно заключает договор с разными субличностями об очередности властвования, выдвигая на авансцену то «Я», которое действует от имени всех субличностей и представляет собой самое сильное, доминирующее качество личности, ее грань, акцентуацию той или иной черты характера . Иначе говоря внутри человека происходит ложный психосинтез или кристаллизация психологических качеств не вокруг Высшего «Я»,. а вокруг какой-то отдельной черты, мотива, привычки, получающей псевдоперсональный статус.

Есть точка зрения, отстаиваемая М.Брауном и К.Баскиным, согласной которой субличность также как сознание человека состоит из трех уровней- подсознание, сознание и Сверхсознание. Восточная версия психосинтеза исходит из того, что субличности безусловно уходят своими корнями в сферу бессознательного и проявляют себя в поле сознания. Они относятся у классу е двухуровневых образований. Однако высшие сверхсознательные уровни недоступны для автономных субличностей, поскольку, а автономное психологическое образование не имеет духовного измерения. В свою очередь сверхсознание человека по своей природе едино и не может быть раздроблено на маленькие индивидуальные отсеки. Но при достижении интегративного целостного состояния объединенные субличности превращаются единый центр, способный соединиться с Высшим «Я».

Восточная версия психосинтеза предлагает детальное изучение взаимоотношения внутренних субличностей с внешними социальными ролями, которые каждому человеку приходится играть в жизни. Она предлагает новые способы работы с ложной интеграцией и кристаллизацией элементов человеческой психики вокруг искусственно созданного Я или центра, негативно влияющего на человеческое благополучие. Эти новые инструменты работы человека над собой в восточной версии психосинтеза связаны с использованием различных функций психики и прежде всего функции внимания. Она рассматривается здесь не просто в качестве отдельного психического образования, не связанного с человеческой личностью и его высшим Я, а выступает, напротив, как огромный, интегративный, сверхличностный ресурс, во многом отвечающий за эволюцию внутреннего человека. По сути дела развитие и эволюция человека является развитием и эволюцией его внимания в разных ипостасях и проявлениях. Дезинтегрированный человек расщепляет единое поле внимание и другие психические ресурсы по разнонаправленным субличностям, что делает невозможным включение высшего Я, обладающего неизмеримо большим ресурсом внимания, нежели отдельные личностные образования.

Внимание, согласно предположениям восточной версии психосинтеза есть когнитивный аналог понятия энергии. Человек рассеянный с этой точки зрения- это прежде всего слабоэнергетичный человек. И напротив, человек, способный подолгу концентрировать и удерживать свое внимание на внешних и внутренних объектах и процессах, является человеком высокоэнергетичным, как например, спортсмены-чемпионы, йоги и мастера боевых ресурсов. Психосинтез позволяет осуществить собирание воедино . ощущений, чувств, идей, образных представлений, понимания, волевых усилий и решений, одновременно с этим предлагая и разотождествление с негативно влияющими субличностями, и отождествление с потоковыми состояниями. Восточная версия психосинтеза предлагает человеку особую программу по развитию гармоничного интегрального внимания, которое помогает человеку преодолеть отождествление с одним вектором внимания, будь то экстравертность или интравертность и сформировать высокоэнергетичное, двуединое, мегавертное внимание, способное с одинаковым мастерством концентрироваться на внешнем или внутреннем мире.


Работа над собой