Восточная версия психосинтеза. Доклад на 1 Евроазиатском конгрессе по психотерапии 5-7 июля 2013

6. Экзистенциальные позиции в психосинтезе (разработка С.Ключникова). Всем известны четыре экзистенциальных позиция в транзактном анализе:

1. Я окей, ты окей

2. Я не окей, ты окей

3. Я окей, ты не окей

4. Я не окей, ты не окей

Они хорошо точно отражают спектр базовых установок человека в его отношении к миру и к самому себе. Можно также проанализировать каким образом эти экзистенциальные позиции влияют на степень интегрированности человеческой личности. Очевидно, что первая позиция, заключающаяся в максимальном принятия мира и себя предполагает высокий уровень интегрированности лучших качеств человека, а четвертая позиция, тотально отрицающая все свидетельствует о высокой степени дезинтегрированности личности.

Однако богатство жизни и психологии человека не укладываются Представленные позиции выглядят как нечто статичные и неизменные, однако в жизни они подвержены серьезной динамике и меняются в зависимости от того, какие субличности в человеке преобладают . Человек может находиться в первой позиции, но при неблагоприятной стечении жизненных обстоятельств скатиться вниз и оказаться в любой из перечисленных позиций, включая четвертую. В точности также при упорной работе над собой он может подняться вверх и перейти с любого нижнего этажа на самый высший. Главным фактором, влияющим на вектор движения и развития личности является готовность человек к изменениям, росту, эволюции, улучшению себя и жизни, совершенствованию. Введение этого фактора в четверичную модель экзистенциальных позиций делает палитру представлений о человеке более интересной и полной: Я решился сделать авторское дополнение к этой проработанной теме.

1 а) От хорошего к лучшему. Я окей, ты окей, но при этом не собираюсь почивать на лаврах. Я готов к дальнейшей работе над собой во имя улучшения своей личности и окружающего мира.

1 б) Все хорошо я ничего не меняю. Я окей, ты окей и мне настолько приятно подобное самоощущение, что я ничего не хочу менять и готов остановиться в своем развитии, лишь бы сохранить свой внутренний комфорт.

2 а) Я очень несовершенен, но стремлюсь к совершенству. Я не окей, ты окей, но я готов работать над собой, чтобы победить свою неуверенность и комплекс жертвы и обрести уверенное самоощущение, основанное на самоуважении и устойчивой, позитивной самооценке.

2 б) Я согласен с судьбой неудачника. Я не окей, ты окей, но я не готов к тому, чтобы бороться с собой и с жизнью за место под солнцем. Другой человек как правило превосходит меня и потому я выбираю стратегию уступок и приспособления к жизни.

3 а) Может быть я во многом лучше других, но готов усмирить гордыню. Я окей, ты не окей, позиция приятная, но я понимаю, что часто бываю излишне самоуверен и меня не будут любить, если я постоянно буду демонстрировать комплекс своего превосходства. Потому я готов работать над собой и трансформировать свою гордыню в более уважительное и позитивное отношение к людям.

3 б) Мне нравится демонстрировать свое превосходство. Я окей, ты не окей и мне нравится чувство превосходства над другими людьми, я действительно уверен в этом, потому я ничего не буду менять ни в своем поведении, ни с своем отношении к миру. культивировать в себе это чувство, а не менять его на ложную и ненужную скромность.

4 а) Буду пониматься из ямы на вершину жизни. Я не окей, ты не окей, то есть я в глубокой яме и меня это кардинально не устраивает. В прошлом я совершал множество ошибок, но теперь хочу исправить их и начать жизнь заново. Я готов работать и над улучшением внешних параметров жизни, и над своим внутренним миром.

4 б) Смиряюсь с судьбой неудачника. Я не окей, ты не окей и ничего уже в моей жизни не изменишь. Жизнь- это тяжелая и неприятная вещь, где ты неудачник, а тебя окружают скверные эгоистические люди. Мне хочется закрыться от этого мира и людей, а иногда и мстить им за их подлость.

В экзистенциальных позициях важны не столько они сколько степень готовности человека улучшать свою жизнь и жизнь близких людей. Она изменяет находящегося в начале пути или даже заблудившегося человека быстрее, чем возможности, открывающиеся на самой высокой ступеньке лестницы успеха, если личность, поднявшаяся туда имеет явное или тайное стремление почивать на лаврах. Кто спорит, позиция 1а)- имеет больше всего перспектив для дальнейшего восхождения к совершенству. Если же человек упал в своем духовном состоянии на самое дно, ему очень трудно работать над собой и менять свою позицию. С другой стороны начать новую жизнь и подниматься к вершинам целостности никогда не поздно. Восхождение к совершенству и слияние человека с высшим Я предполагает самую высокую степень интегрированности психики. В какой бы из четырех позиций человек не находился бы главное, чтобы в нем непрерывно работала программа совершенствования и улучшения. Восточная версия психосинтеза исходит из того, что главным фактором, гармонизирующим жизненные

7. Сознание - двойное зеркало, конструирующее объективную и субъективную реальность. Восточная версия психосинтеза воспринимает сознание как особый разумный и даже сверхразумный орган, напоминающий зеркало с двумя поверхностями - внешней и внутренней. Одна отражает внешний мир, другая внутренний. Обе поверхности творящего, когнитивного, сознательного зеркала работают в тесном взаимодействии друг с другом и в повседневной жизни невозможно выделить работу одной части от работы другой.

Внимание на самом деле представляет собой точку сборки, которая рождает картину мира. Это наиболее динамическая часть когнитивного зеркала. Оно является ресурсообразующим фактором, внимание – собиратель ресурсов. Это как бы передовой отряд сознания, его авангард или головной вагон поезда. Куда внимание повернет, туда и пойдет поезд. Китайцы говорили по-другому – где внимание, там и ци. И от того, как человек осознает ресурсы внимания, и помогает оформиться картине мира, зависит, какой будет персональная вселенная, в которой он живет. От того, где находится внимание человека, в голове, в уме или, например, в груди, то есть в так называемом эмоциональном сердце, с чем он больше отождествляется в данный момент, зависит окрашенность внимания, а значит, в конечном счете и успешность. Только для успешности внимание должно быть осознанным. Позитивно заряженное внимание, наведенное на любой участок тела или психики подтягивает к этой зоне психологические ресурсы- позитивные образы, мысли, чувства, ощущения. Оно усиливает, разогревает, активизирует эту зону.

Цель такого сознательного внимания - удержать свое сознания на том или ином объекте, извлечь из него необходимую информацию или энергию и использовать ее для собственных задач. Можно сказать также, что внимание как самый свободный элемент сознания несет человеку свободу выбора и познания.

Внимание – это инструмент, при помощи которого сознание человека не растекается, а становится целенаправленным. Это фактор упругости, внутренней силы, глубинной организованности сознания. Крайне важен также вектор внимания, на что оно направлено, куда мы устремлены и степень концентрации, то есть с какой силой, интенсивностью, полнотой мы сконцентрированы на чем-то. Еще важна такая функция внимания как его распределение. Потому что еще в жизни человеку постоянно приходится решать проблемы как и распределять внимание. Мы знаем, что есть деление на экстравертов и интровертов, идущее от Юнга. В чистом виде нет экстравертов и интровертов. Но экстраверт - это тот, чье внимание преимущественно направлено на внешний мир, а у интроверта внимание сосредоточено на внутреннем мире. Это особое внутреннее внимание, оно, как правило, менее интенсивно и более погружено в подобие психологического сна. Внешний мир не дает человеку расслабиться. Идеальный вариант – человек должен дорасти до уровня мегаверта – человека, одинаково хорошо ориентирующегося и во внешнем, и во внутреннем мире.

Помимо видов внимания есть его различные функции:

- отбор стимулов или впечатлений, приходящих к нашему воспринимающему сознанию извне или изнутри;

- концентрация или способность внимания волевым образом удерживать себя около какого-либо объекта;

- распределение или умение человека распределять свое внимание среди нескольких объектов, дел или людей, требующих нашей психологической заинтересованности;

- переключение или умение человека переключаться с одного объекта на другой.

В восточной версии психосинтеза внимание обладает еще одной важной сложной развивающей функцией - оно помогает человеку вначале найти самое главное в своей жизни направление ( поисковая функция ), сосредоточиться на нем и удержать сознание на выбранной цели несмотря на постоянно меняющиеся жизненные обстоятельства. Ведь сакральные системы утверждают- если долго держать внимание на любом психическом объекте (квантовая физика утверждает, что и на физическом объекте тоже), то он меняется: позитивный объект- чувство, мысль, состояние усиливается, а негативный трансформируется в нейтральный или растворяется. Подобное сознательное внимание таким образом интегрирует все психические ресурсы, включая субличности. Отсюда задача- накапливать позитивное внимание внутри себя на тех состояниях, которые помогают нам быть сильными и счастливыми и на тех задачах, которые мы считаем приоритетными. Но для того, чтобы внимание могло выполнять свою высшую интегративную и развивающую личность функцию его нужно постоянно тренировать и развивать. Оно должно равномерно заполнить внешнюю и внутреннюю сторону двойного зеркала сознания, стать сильным, упругим, целостным.

На сегодняшней стадии эволюции человека, существа внутренне противоречивого, множественного (в смысле множества субличностей, поочередно меняющих картину мира) говорить о целостности обеих сторон подобного зеркала сознания не приходится. Можно представить это зеркало мозаичным, разделенным на некие окрашенные в разные краски сектора. Каждый сектор или кусочек мозаики закреплен за различными субличностями, которые подобно маленьким человечкам поочередно смотрят на мир через одноцветную узкую призму. Чем более множественными являются обе поверхности зеркала сознания, тем более негативной является реальность, сконструированная человеком. Ведь множественность означает либо конфликт, либо хаос, но ни в коем случае не духовное богатство, как нас иногда убеждают. Богатство личности как раз и расхищается ее более мелкими разнонаправленными частями. Чем более едины во всех отношениях между собой субличности человека, чем он целостнее, тем богаче реальность, которую человек конструирует.

Для того, чтобы реальность, которую мы создаем свои восприятием, мышлением и действиями восточная версия психосинтеза предлагает человеку преодолеть свою мозаичность, сделать свою личность и сознание более целостным и синхронизировать работу двух сторон своего зеркала. Это возможно только в том случае, если мы научимся синхронизировать работу двух сторон своего зеркала. Если человек воспринимает внешний мир, то есть активизирует внешнюю поверхность своего зеркала сознания (позиция «я внимателен к человеку» и хочет, чтобы его восприятие было ярким, запоминающимся и позитивным, ему нужно также активизировать внутреннюю поверхность( позиция « я осознаю свою внимательность и внутренние ощущения от общения»). Согласно представлениям восточной версии психосинтеза синхронизация двух сторон сознания и поверхностей когнитивного зеркала является одной из главных задач личностного и духовного развития человека. Она удваивает количество психических ресурсов человека, участвующих в душевной жизни человека, делая ее более интенсивной.

8. Усиление Я. Восточная версия психосинтеза принимает семиуровневую модель сознания, предложенную Роберто Ассаджиоли, однако сосредотачивается на тех динамических трансформациях, которые под влиянием психосинтетической работы над собой могут произойти в человеческом сознании и изменить соотношение между разными ее частями. Так одним из главным направлением работы в данной версии является работа человека над собой как совместно с психологом, так и самостоятельно. Критерием результативности этой работы является увеличение и расширение поля сознания и повышение силы присутствия сознательного Я, которое меняет соотношение между различными слоями сознания в человеке.

1. Низшее бессознательное. 2. Среднее бессознательное. 3. Высшее бессознательное или сверхсознательное. 4. Поле сознания. 5. Сознательное «Я» (Эго). 6. Высшее «Я». 7. Коллективное бессознательное.

На знаменитой схеме «яйца сознания» Ассаджиоли сознательное «Я» человека, как впрочем и Высшее» Я» изображены точками и границы между этажами сознания выглядят как четко прочерченные линии.. Но в реальности Высшее «Я» не точка, а огромное внутреннее пространство, которое трудно изобразить графически, но которое как более объемная сфера охватывает сферу коллективного бессознательного. Границы же между слоями сознания достаточно подвижны. Работа человека над собой меняет соотношение между всеми элементами этой схемы сознания.

В результате такой работы (восточная версия психосинтеза называет ее «селф-форсингом» или «усилением Я») низшее бессознательное и среднее бессознательное по классификации Ассаджиоли ослабляет конфликтный потенциал по отношению к сознанию и к Сверхсознанию и интегрируются в единое поле человеческой осознанности. Увеличивается поле сознания, которое охватывает все большее количество внутреннего пространства и укрепляется связь обычного сознательного «Я» и высшего «Я», которую можно рисовать теперь не пунктирной, а сплошной линией. Соединительным звеном должен стать новый орган сознания- Внутренний Наблюдатель, постепенно развивающийся из сознательного «Я».

Подобная работа уменьшает объем « внутренней Тени» в человеческой психике и увеличивает степень присутствия Я, которое можно назвать «внутренним Светом». Совместная работа сознательного центра и его высшего Я, которое постепенно увеличивает степень своего присутствия во внутреннем мире человека и его жизни в целом приводит к тому, что субличности, до этого конфликтные и разнонаправленные превращаются в единую команду. И эта команда начинает работать на достижение именно тех целей, выбор которых санкционирован («благословлен») высшим Я и достижение которых им энергетически поддерживается.

9. Пирамида саморегуляции в психосинтезе. Восточная версия психосинтеза предлагает новую модель саморегуляции, отличающуюся от тех методов, которые сегодня применяются в психологии, психотерапии и различных вариантах психотренинга. Эти методы не ставят задачи сформировать субъект управления собой или управляющее Я и не определяют уровень, с которого человек будет пытаться повлиять на себя. Восточная версия утверждает, что человеческая психика с точки зрения саморегуляции имеет семь уровней (располагать их лучше и не порядку чисел натурального ряда, а по реальному иерархическому принципу):

7) духовный, представленный Высшим Я.

6) сознательно-волевой

5) субличностный

4) ментальный,

3) эмоциональный,

2) энергетический

1) телесный,

Истинная саморегуляция, то есть управление человека самим собой начинается с шестого, сознательно –волевого уровня и проявляется как присутствие внутреннего наблюдателя (сознательно-волевого Я), которое в процессе самонаблюдения проводит волю высшего Я или духа и управляет субличностями.. Ложная саморегуляция выражается в виде диктата со стороны субличностей ( пятый этаж или уровень психики), которые пытаются управлять внутренними психическими процессами и внешними действиями, либо сменяя друг друга в хаотическом режиме и, либо кристаллизуясь вокруг какой-либо одной, наиболее сильной и как правило негативной субличности. Сознательной воли в такой саморегуляции мало, поскольку субличностью движет страсть и связь между психикой человека и высшим Я ослабляется. Психолог и психотерапевт на консультации могут обучить человека искусству психосинтезирующей саморегуляции, которая помогает освободиться от главных психологических проблем- утраты целостности, эскалации конфликта между субличностями, распылении ресурса внимания, истощения внутренней силы, ослабления осознанности и приводит к гармонии и целостности.

10. Психосинтез и психология достижений. Восточная версия психосинтеза открывает большие возможности для применения таких направлений психологии как психология достижений и мотивационная психология. Состояние Потока или вдохновения, введенное в психологию американским психологом Михаем Чиксентмихайи, и представляющее собой соединение внутреннего Я с внешней целью в некое единое семантическое и энергетическое поле получает свое новое объяснение в восточной версии психосинтеза. Чтобы Поток образовался и облегчил человеку достижение цели в его рождении и поддержке должно участвовать не только мотивированная и устремленная к цели субличность, но и высшее Я. Оно либо дает для выбранной цели «добро» для работы человека по осуществлению задуманного и открывает энергетические ресурсы, подпитывающие нашу мотивацию. Либо по тем или иным, обычно непонятным для человека причинам не позволяет включиться энергии и соответственно блокирует включение мотивации и вдохновения.

Таким образом восточная версия психосинтеза может быть применима в самых разных областях психологии достижений: в карьере, менеджменте, спорте, педагогике, публичной деятельности, а также в сфере человеческих взаимоотношений, где всегда можно наблюдать конфликты разнонаправленных сил и процессов как внутри отдельного человека, так и во взаимодействии нескольких людей, представляющих собой сложные системы, состоящие из множества субличностей.

Если не удается примирить внутренний конфликт субличностей в отдельном человеческом сознании, то контакт с людьми не будет успешным: субличности одного человека войдут в противоречие с субличностями другого человека. Область применения психосинтеза в его восточной версии расширяется настолько, что этот метод делается применимым для улучшения психологических процессов в любой сфере человеческой деятельности.

Богатство подходов психосинтеза к трансформации человеческой личности и использование ее скрытой ресурсов открывает широкие возможности для прикладного применения психосинтеза в сфере психологии достижений –, в менеджменте, профессиональной карьере, бизнесе, публичной деятельности, спорте. Дело в том, что любая отрасль психологии достижения всегда связана с активным целеполаганием человека и деятельностью, направленной на достижение желаемого. Однако человеческая психика и сознание устроены таким образом, что никакое серьезное достижение целей невозможно без сопротивления- и внешнего, связанного с объективными препятствиями, и внутреннего, предполагающего, что какие-то части и структуры человека не могут или не желают совершать усилия и преодолевать препятствия. Психосинтезом наработаны прекрасные методы нейтрализации этих внутренних саботажников в нашей душе.

Другая проблема, характерная для психологии достижений связана с тем, что у человека может быть недостаточно сформирована интенсивная и устойчивая мотивация, нацеливающая на успех в данной области. Восточная версия психосинтеза предлагает очень эффективные методы пробуждения мотивационной субличности. Ее активное использование в конкретной деятельности дает результат благодаря синтезированию статического Я с состоянием динамического потока, многократно усиливающего мотивацию.

11. Психосинтез и обучение новым навыкам. Серьезным препятствием, с которым сталкивается обучающийся человек и которое фиксирует психология достижений, это недостаточно проработанные методы быстрого усвоения сложных навыков. Восточная версия психосинтеза предлагает целую систему сознательной работы, формирующей в сознании человека особую субличность талантливого ученика, быстро усваивающего новые навыки и умения в любых областях.

Проблема соотношения затраченных усилий с эмоциональным результатом, выражающаяся в степени удовлетворенности человека достигнутым. В восточной версии психосинтеза разработана целая программа, помогающая человека одновременно с приобретением новых навыков синтезировать внутри своего сознания состояния устойчивой удовлетворенности и радости от достигнутого, каким бы трудным оно не было. Данная версия содержит множество практик, повышающих интенсивность мотивации с помощью синтезирования двух или нескольких мотивов, переживаний и целей в единый психологический сплав качеств. Чем внутренне богаче человек, тем в большей степени он интегрирован внутри себя и тем интенсивную внутреннюю жизнь, использующие глубинные ресурсы психики он ведет.

Неудачи человека, относящиеся к сфере психологии достижений и проявляющиеся в обучении, менеджменте, карьере, бизнесе, публичной деятельности, спорте связаны с тем, что у человека в результате неправильного воспитания и одностороннего образования происходит неправильная интеграция всех внутренних частей и структур. Внутреннее Я человека оказывается соединением разнонаправленных желаний и ценностей, недостаточной соединенностью ментальной, эмоциональной и телесной составляющей своего организма и психики. Например, ум человека принуждает его заниматься активной публичной деятельностью, но глубинная эмоциональная природа сопротивляется навязанной социально-профессиональной роли. В результате телесная структура человека сопротивляется публичности. Человек начинает вести себя зажато на людях, и публика «по Станиславскому» не верит в искренности его публичных высказываний. Налицо неконгруэнтность поведения, глубинная причина которой заключается в ложной кристаллизации личностных структур человека, которая в стрессовой ситуации активно дезинтегрирует целостность личности и создает для человека большие психологические проблемы.

Восточная версия психосинтеза предлагает мощные технологии трансформации негативных форм интеграции и замены ложного дисгармоничного Я на более целостное и гармоничное.

12. Психосинтез, внутренняя алхимия и потоковые состояния. Эффект, производимый практиками в восточной версии психосинтеза обеспечивается не только тем, что конфликтные личностные образования и структуры уже на первой стадии синтезирования, приводятся к некоему общему знаменателю и становятся подконтрольными новому сознательному Я. Дело в разработанных практиках, благодаря которым высшее Я активно включается в процесс синтезирования. На последней стадии придает этой внутренней алхимии самопреобразования человек получает мощный дополнительный импульс, проявляющийся в виде состояния вдохновения, вспышки интуиции или второго дыхания. Высшее Я по сути дела благословляет новый центр человека на постоянную успешное существование. Оно выступает в качестве решающего ресурса, без которого внутренняя работа человека по обретению целостности была бы явно незавершенной. Именно вдохновение или озарение, полученного человеком от высшего Я помогает ему завершить гештальт его начинаний.

Если человек, работающий в сфере деятельности, сопряженной с достижением серьезных целей и результатов, ставит перед собой задачу, заходящую за пределы персональной выгоды и стремится осуществить некую внутреннюю миссию и Сверхзадачу, то его психосинтез приобретает все более одухотворенный характер. Человек, испытывающий мощное интенсивное вдохновение от своей творческой деятельности, пробуждает в себе не только трансперсональные переживания, а значит трансперсональное Я, но и формирует то сознательное духовное Я, о котором говорил ученик Ассаджиоли Петро Ферручи. В итоге два Я сливаются воедино.

13. Психосинтез и общение. В восточной версии психосинтеза разработана также еще одна область, которую Ассаджиоли только наметил – психосинтез, происходящий в общении. Ведь любое общение двух или нескольких людей и образования больших малых групп обязательно предполагает сложные и не до конца исследованные процессы психологического синтезирования. Чем более внутренне проработаны целостные и гармоничные люди, вступающие в коммуникацию, чем полнее интеграция субличностей каждого из них, тем более гармонично протекает само общение. Но чем больше внутренних конфликтов и разнонаправленных субличностей в каждом из людей, тем дисгармоничнее само общение. Из истории религий и духовных учений известно, что учителя и мастера, принадлежащие к разным традициям при встрече друг с другом, как правило, не конфликтуют. Но именно последователи зачастую устраивают между собой религиозные войны. Из жизни мы знаем, что если в контакт друг с другом вступают различного рода криминальные элементы и банды, то их общение чаще всего заканчивается перестрелкой и кровавыми разборками. Все это результат взаимодействия агрессивных, психологически непроработанных субличностей внутри сознания каждого из членов подобных банд.

Процесс общения личности людей, состоящие из субличностей образуют сложную фигуру различной степени интегрированности, в которой есть некий психологический центр, рождаемый объединенной энергией участников общения. Сама эту фигура( коммуникат) может иметь долгую жизнь, как это бывает с случаях глубокого общения двух или нескольких людей, значимых друг для друга, а может быть очень эфемерным образованием, быстро растворяющимся подобно призраку без особых последствий для участников, как это бывает при случайном общении. Можно говорить о том, что долговечность этой коммуникативной фигуры зависит от заряда энергии, сосредоточенной в этом центре и от степени конфликтности субличностей с той или другой стороны.

В восточной версии психосинтеза разработаны методы внутренней гармонизации тех субличностей в каждом человеке, которые участвуют в общении. С определенной точки зрения субличности, живущие внутри нас, можно назвать «командой», игра которой зависит от того, насколько эта команда сплочена. Если сплотить такую «команду» внутри сознания каждого участника общения, то эффективность коммуникации людей, вступающих во взаимодействие друг с другом вырастет во много раз. Таким образом, мы видим, что восточная версия психосинтеза делает его весьма эффективным методом трансформации отдельного человека и групп людей, проявляющих себя в самых разных сферах.

14. Психосинтез, политическая психология и геополитика. Можно предположить, что специально модифицированная схема психосинтеза может успешно применена в самых разных сферах индивидуальной деятельности человека и объединений людей в группах, включая межэтнические взаимодействия. Если помечтать и попытаться представить, что завет Ассаджиоли- приступить к разработке психосинтеза наций и культур начинает исполняться, то тогда можно представить, что психосинтез может быть интереснейшим инструментом разработки национальной идеи в России и что Россия как гипер-личность сама состоит из своеобразных субличностей- глубинных национальных качеств, программ, архетипов и сценариев. Можно рассмотреть как субличности и национальные республики и национально-территориальные образования. Россия на протяжении своей истории осуществила бессознательный психосинтез разнообразных национальных качеств и программ, которые меняются на протяжении истории. Выявление подобных сценариев может быть очень интересно для политической психологии, политологии и стратегических исследований. Перспективным является также сближение психосинтеза с с направлением Комплексных Адаптивных Систем (KAS), активно применяемым в политико-экономической сфере и позволяющее выявить субъекта и хозяина любого общественно-политического и экономического процесса. Потому за психосинтезом очень большое будущее.


Работа над собой