Авторская система

Психосинтез и общение

 

 В восточной версии психосинтеза разработана также еще одна область, которую Ассаджиоли только наметил, — психосинтез, происходящий в общении.

Он предположил, что психосинтез выходит за пределы психики индивида.

Действительно, любое общение двух или нескольких человек и образование больших и малых групп обязательно предполагает сложные и не до конца исследованные процессы психологического синтезирования.

Еще более сложные процессы происходят в случаях, когда мы пытаемся понять психосинтез на уровне взаимодействия этносов культур и народов.

Психосинтез и общение народов- тема отдельного разговора.  Чем более внутренне проработаны  внутри себя целостные и гармоничные люди, вступающие в коммуникацию, чем полнее интеграция субличностей каждого из них, тем более гармонично протекает само общение.

Но чем больше внутренних конфликтов и разнонаправленных субличностей в каждом из людей, тем дисгармоничнее само общение.

Из истории религий и духовных учений известно, что учителя и мастера, принадлежащие к разным традициям, при встрече друг с другом, как правило, не конфликтуют.

Но именно последователи зачастую устраивают между собой религиозные войны.

Из жизни мы знаем, что если в контакт друг с другом вступают различного рода криминальные элементы и банды, то их общение чаще всего заканчивается не  мирными переговорами, а   перестрелкой и кровавыми разборками.

Все это — результат взаимодействия агрессивных, психологически не проработанных субличностей внутри сознания каждого из членов подобных банд.

Исследование темы психосинтез и общение помогает понять, каким образом происходит объединение людей на разных уровнях.

Процесс общения личности людей, состоящих из ряда субличностей, образует сложную фигуру различной степени интегрированности, в которой есть некий психологический центр, рождаемый объединенной энергией участников общения.

Сама эта фигура (коммуникат) может иметь долгую жизнь, как это бывает в случаях глубокого общения двух или нескольких человек, значимых друг для друга.

Но  может быть и  очень эфемерным образованием, быстро растворяющимся, подобно призраку, без особых последствий для участников, как это бывает при случайном общении.

Все это позволяет  говорить о том, что долговечность этой коммуникативной фигуры зависит от заряда энергии, сосредоточенной в этом центре, и от степени конфликтности субличностей с той или другой стороны.

Если же речь не о разовом или эпизодическом общении случайных людей, а о длительных взаимоотношениях, то в них процессы коммуникативного психосинтеза налицо.

Чем ближе человек, гармоничнее и длительнее по времени союз между людьми, тем прочнее психосинтез.

Много написано про хорошие отношения пожилых супругов, которые в итоге срастаются друг с другом настолько, что получается как будто единый человек, которого просто невозможно разделить.

Сама идея духовных половинок, восходящих еще к половинчатым душам Платона, является ярчайшим проявлением психосинтеза.

То же самое можно сказать и о крепких дружеских отношениях, когда друзей называют «не разлей вода».

Чем дальше люди друг от друга, тем меньше психосинтеза или он может быть лишь примитивным временным соединением.

Временное единство возможно и на уровне большого числа людей.

Стадное чувство, объединяющее толпу футбольных фанатов, готовых к погромам, — это тоже вариант психосинтеза, только со знаком минус.

В восточной версии психосинтеза разработаны методы внутренней гармонизации тех субличностей в каждом человеке, которые участвуют в общении.

Исследование темы психосинтез и общение позволяет лучше понять механизм тех ролевых Я, которые образовались внутри нас и превратились в грани характера.

С определенной точки зрения, субличности, живущие внутри нас, можно назвать «командой», игра которой зависит от того, насколько эта команда сплочена.

Если сплотить такую «команду» внутри сознания каждого участника общения, то эффективность коммуникации людей, вступающих во взаимодействие друг с другом, вырастет во много раз.

Таким образом, мы видим, что восточная версия психосинтеза делает его весьма эффективным методом трансформации отдельного человека и групп людей, проявляющих себя в самых разных сферах.

 

Как устроено наше сознание?

Вопрос «как устроено наше сознание»  интересует не только профессиональных психологов, но и самых разных любознательных людей. Сознание иногда сравнивают с зеркалом, которое обладает волшебными свойствами- оно не только отражает мир, но и творит, конструирует его.

В своей способности отражать этот мир наше сознание как правило похоже на сознание других людей, потому мы находим общий язык с другими людьми по поводу того, как выглядит окружающий мир и не путаем дерево со стулом, человека с горой  и красное с белым.

Но в своей способности творить мир заново, окрашивая своей индивидуальной окраской его образы и предметы сознания одного человека может отличаться от сознания другого очень сильно.


Чтобы понять как устроено наше сознание, надо вспомнить о его отражающей функции. Но мало сказать, что наше сознание организовано таким образом, что его можно сравнить с  неким волшебным зеркалом, отражающим и творящим мир.

Оно есть гигантское  умное пространство, обладающее мощными творческими силами.  Оно хранит в себе отпечатки и влияния всех прошлых актов отражения и творчества.

Все действия, поступки, мысли, чувства, устремления, которые происходили с нами еще с самого раннего детства продолжают влиять на нас.

Они воздействуют на наш внутренний мир и поведение как сила во многом предопределяюшая все, что мы думаем и делаем. Если мы с молодости только и думали  о карьере и делали ее, то эта сила заставляет нас повторять собственное поведение и в среднем возрасте.

Если мы любили чтение и музыку, то эти пристрастия скорее всего продлятся и в более поздний период.

Если мы имели очень малый круг общения в юности, то вряд ли  в зрелости вокруг нас будут ходить толпы людей.
Все эти отпечатки и следы прошлого хранятся в сознании в виде слоев- недавние события и впечатления составляют ближайший, лежащий на поверхности слой, а давнишние события и впечатления залегают в глубоком психологическом слое сознания подобно тому как в земле хранятся глубокие слои.

Эту глубинную часть нашего сознания, связанную с памятью  называют в психологии бессознательным. Оно как вулкан содержит остывшую лаву воспоминаний, которая иногда оживает и прорывается на поверхность в виде вспышек эмоций или всплывания глубинных программ поведения, возвращающих нас к давно забытым увлечениям, занятиям, действиям и людям.


Кроме того, наше  сознание  устроено как пространство, состоящее из множества уровней или слоев.

Оно многослойно не только в глубину, но и если так можно выразиться в высоту.

Можно говорить о низшей части сознания ( оно как раз относится к бессознательной части нас) и  средней части сознания, которая проявляется в виде наших обычных чувств и мыслей и связана с рациональной или разумной частью сознания ( homosapiensили человек разумный).

И, наконец, нужно сказать и о  высшей, духовной части сознания ( или сверхсознании) - к ней, этой части относятся все высокие моральные чувства, переживания, духовные  образы  и  представления,  религиозные идеи и устремления к совершенству.
Выше сверхсознания находится только высшее Я, которое в религиях и духовных учениях  отождествляют с божественной искрой, частицей Всевышнего,  монадой.

Сознание человека может быть открыто к высшему Я и тогда его средние слои упорядочены, а низшие очищены от негативных переживаний и внутренний мир человек как бы наполнен солнцем и  проветрен свежими ветрами  жизненной энергии. 

Но может быть и другой вариант организации сознания, когда человек закрыт от своего внутреннего солнца темными облаками негативных мыслей и чувств.

Сознание человека иногда схематически изображают в виде некоей сферы. Одна из самых лучших схем- знаменитое «яйцо сознания» основателя психосинтеза Роберто Ассаджиоли.
 
 Для того, чтобы лучше понять, как устроено наше сознание, уточним, что означает некоторые из  его слоев. Поле сознания- это своего рода практический кругозор человека, то, что он охватывает  своим сознанием в каждый момент времени. А он, этот охват может очень сильно отличаться у двух разных людей и по объему внимания, и по способности  подолгу концентрироваться на разных  объектах и целях.

Наполеон  и его денщик имели два совершенно разных поля сознания. Поле сознания меняется в зависимости ситуации, иногда оно рассеивается, в других случаях суживается до самых минимальных размеров.     
Итак, поле сознания – это прежде всего объем  внимания.   Но кто управляет нашим  вниманием?  

Прежде всего наше сознательное Я. Но оказывается сознательное Я не целостно, хотя на рисунке оно изображено в виде точки. На самом деле из этой точки растут самые разнообразные побеги, так устроено наше сознание.   Это и комплексы, и  желания, и самые разнообразные психологические программы. Это те самые внутренние драконы, о которых шла речь раньше.

Но еще правильнее сказать, что внутренние драконы не растут из точки сознательного Я, а проходят через нее. Растут они из сферы бессознательного, там их корни.

Но пробиваясь наружу в виде поступков и действий, внутренние драконы оформляются в виде. мелких Я человека¸ которые  вносят в наши решения и поступки хаос и которые разрушают нашу душу и жизнь.


Внутренние драконы тянут человека в разные стороны и как правило не связаны друг с другом. Когда каждый дракон на время захватывает власть и пытается заставить человека принять тот или иное решение он поглощает наше Я и оно начинает обслуживать  свою негативную драконоподобную часть. 

   Человек отождествляется с тем или иным драконом и всякий раз  называет себя Я, хотя в данный момент решения принимает именно его внутренний дракон. 

 
Сила этого отождествления с драконом или привязанности к нему у каждого человека различна. Кто-то почти независим от большинства драконов, но есть немалое количество людей, которые подвержены влиянию любого из перечисленных драконов в очень большой степени.

Называние себя Я в момент, когда нами владеет тот или иной дракон  усиливает его и разрушает нашу целостность.

Внутренние драконы в очень большой степени претендуют на наше внимание и питаются энергией этого внимания. Если мы хотим быть внутренне свободными и счастливыми людьми, нужно научиться освобождаться от внутренних драконов, которые пожирают нашу свободную энергию.
 

Еще статьи...


Работа над собой