Авторская система

Алхимическая практика

Глубинная психология, к которой относится психосинтез основательно изучила алхимические принципы работы человека над собственным сознанием и предложила систему трансформации психики и личности на основе алхимической практики.

1.   Выявление собственной стихии.

 Первое, что предлагает любая серьезная система работы над собой, включая алхимическую практику – это внимательное и сознательное  самонаблюдение.

Внимательно пронаблюдайте за собственной психикой. Спросите себя, какой элемент природы с точки зрения вещества ближе всего вам на глубинном уровне: плотная земля, текучая вода, устремленный огонь, рассеянный воздух.

Из какого вещества «сделана» ваша душа, вы отнесете собственное сознание к твердому (стихия земля), жидкому (стихия вода), огненному (стихия огонь), эфирному (стихия воздух)?

2.   Исследование собственной психотравмы.

Следующий шаг в алхимической практике, перенесенной в сферу психологии предполагет трансформацию всех полученных ранее психотравм.

Определите ту психотравму или негативное психологическое переживание, качество, состояние, с которым вы будете работать алхимическими методами.

Попробуйте определить также, к какому первоэлементу относится травма (из какого вещества или субстанции сделана и что делает:

 а) давит, как земля;

 б) вытекает или растекается, как вода;

в) жжет, как огонь;

 д) дует, бродит в организме и сознании, как ветер).

3. Выбор режима алхимической работы.

Определите, какой метод растворения этого негатива будет наиболее эффективным с точки зрения алхимической практики:

а) кристаллизация размытости или засыпание нежелательного — работа в режиме земли;

б) растворение тяжести, вымывание ненужного — работа в режиме воды;

в) высветление затемнения (огонь как свет), сжигание негатива (огонь как очиститель), согревание замершего или обесточенности (огонь как жизнедатель) — работа в режиме огня;

г) рассеивание плотности — работа в режиме воздуха, вызывание мощного энергетического потока, ветра, выдувание травмы.

Если есть возможность, попробуйте те методы, которые вам близки и которые вы ощущаете как свои – начните творчески вырабатывать свою алхимическую практику.

4.   Отделение «Я» от «не-Я».

Отделите в себе «Я» от «не-Я», дух — от души и личности, сущность — от оболочек.

 Для этого начните вначале поочередно, а потом синхронно наблюдать за своим телом, эмоциями и мыслями со стороны.

Проникнитесь ощущением, что это две разные реальности: «Я»  и не-Я,  психические оболочки.

Начните думать о своем «Я» как о чистой, творческой силе, обладающей огромными творческими ресурсами преобразования качеств и свойств своей личности.

 Насколько можно, усильте ощущение светоносной и преображающей силы вашего «Я». Это важнейший элемент алхимической практики.

После этого возьмите любой свой недостаток, проблему, негативную субличность и попробуйте мысленно провести их через четыре перечисленные основные алхимические операции.

Можете провести их несколько раз через каждую стихию или режим: кристаллизовать, растворить, высветлить или сжечь, рассеять.

И то, что осталось, преобразовать в некие прекрасные формы.

5. Осмысление всего  механизма алхимической практики.

Попробуйте осмыслить все 12 главных алхимических операций, которые приводят практически все алхимические труды.

 Каждая из операций соответствовала не только той или иной стихии, но и знаку зодиака.

1.               Овен — прокаливание (стихия огня)

2.               Телец — затвердение (стихия земли)

3.               Близнецы — фиксация (стихия воздуха)

4.               Рак — растворение (стихия воды)

5.               Лев — усвоение (стихия огня)

6.               Дева — дистилляция (стихия земли)

7.               Весы — возгонка (стихия воздуха)

8.               Скорпион — разделение (стихия воды)

9.               Стрелец — сжигание (стихия огня)

10.         Козерог — ферментация (стихия земли)

11.         Водолей — приумножение (стихия воздуха)

12.         Рыбы — проекция (стихия воды)

Известно, что число 12 считалось священным, и оно представляло собой полный цикл человеческой эволюции.

Мы видим, что зодиакальный цикл вмещал в себя три подцикла, каждый из которых предполагал прохождение человека через все четыре стихии.

 Кроме того, каждые четыре знака соответствовали трем основным  стадиям алхимической практики: нигредо, албедо, рубедо («работа в черном», «работа в белом» и «работа в красном»), пройдя через которые душа очищалась и достигала состояния Философского камня, или бессмертия.

Важно помнить, что человеку, преобразующему свою душу, было необходимо  в процессе алхимической практики пройти через стихии огня земли воздуха воды три раза.

Вначале он должен был прокалить себя огнем, затем кристаллизовать в себе определенные качества, которые хотел преобразовать, затем рассеять этот негатив в пространстве и, наконец, искупать данное качество или состояние в трех водах: мертвой, живой и вечной, растворить и возродить его на совершенно ином, более высоком, уровне.

Каждый знак огня (Овен, Лев, Стрелец) предполагал прохождение человека через разные виды огненной энергии, заключал конкретные  этапы алхимической практики или  операции (прокаливание, усвоение, сжигание) и олицетворял собой три вида тонкой трансформирующей работы.

Вначале нужно было:

а) разогреть то или иное психологическое качество, подлежащее трансформации;

б) потом усвоить огненную очищающую энергию и в) затем сжечь все, что тормозило преображение.

Каждый знак земли (Телец, Дева, Козерог) предполагал три другие алхимические операции (затвердение, дистилляция, ферментация).

Человек, стремящийся трансформировать тот или иной негатив в самом себе, должен был в начале алхимической практики:

 а) сгустить, кристаллизовать и локализовать тот или иной недостаток;

 б) затем произвести с помощью возгонки своего рода разделение самой психологической субстанции на полезную составляющую (конденсация нужного качества) и на ненужную или даже вредную часть того, от чего нужно избавиться (остаток).

в) помочь рождению в человеке в результате процессов брожения и вызревания (ферментации) нового психологического качества (фермента), которое было необходимо для продвижения души.

Каждый знак воздуха (Близнецы, Весы, Водолей), через который нужно было пройти человеку, получающему посвящение, предполагал три новые алхимические операции (фиксация, возгонка, приумножение), каждая из которых имела свой глубинный смысл.

В процессе алхимической практики человек должен был:

 а) закрепить то свойство, которое хотел воспитать;

б) затем улучшить его и, наконец,

 в) приумножить, увеличить количественно, усилить его в себе.

Каждый знак воды (Рак, Скорпион, Рыбы), через который нужно было пройти человеку, стремящемуся преобразить себя, содержал три алхимические операции (растворение, разделение, проекция), каждая из которых означала особое внутреннее действие.

В процессе алхимической практики человек, трансформирующий себя, должен был:

 а) растворить свой недостаток в чистой энергии;

 б) затем вычленить из этого психологического вещества некий чистый элемент, разделить его на очищенную психологическую субстанцию и загрязненный осадок, который должен быть сожжен огнем в следующем знаке (Стрелец), и, наконец,

в) наложить высший образ на ткань сознания и тем самым соединить материальное и духовное.

В итоге  успешно проведенной и длительной алхимической практики человек должен открыть в себе состояние Философского Камня и обрести бессмертие, если не тела (хотя все алхимики стремились разгадать секреты физического бессмертия), то собственного сознания.

Психологам, занимающимся трансформационными практиками крайне интересно и полезно изучать, что же имели в виду древние мастера духовной культуры Востока и Запада, говорящие об алхимии и духовной алхимической практике.

 

 

Психология и алхимия

 


Тему алхимии ввел в психологию К. Г. Юнг, рассматривавший ее больше в культурно-историческом плане и не пытавшийся всерьез реконструировать алхимические принципы и практики с точки зрения их пригодности к внутренней работе человека.

Однако сегодня словосочетание «психология и алхимия»  все чаще можно встретить на страницах психологических книг.

Между тем практическая сторона алхимии очень интересна и важна для современного человека, пытающегося всерьез изменить не просто свою жизнь, но и самого себя.

Ведь трансформация своих психологических и тем более духовных качеств — тончайший процесс, который носит именно алхимический характер.

Алхимия составляла сокровенное ядро всех духовных учений и традиций Востока и Запада.

 Историки духовной культуры и мировых религий говорят об индийской алхимии, китайской (даосской) алхимии, тибетской алхимии (традиция Ваджраяны), суфийской алхимии, древнеегипетской герметической алхимии, средневековой европейской (оккультной) алхимии и даже христианской алхимии. О психологической алхимии все больше говорят психологи-юнгианцы.

Все эти алхимические школы по-разному, с использованием различной терминологии, системы понятий и образов говорили примерно об одном и том же: помимо чисто материальной (внешней) алхимии, ставящей целью превращать в золото «неблагородные» металлы, существует еще один, более глубокий, вид алхимии — алхимия внутренняя, алхимия психологическая или точнее говоря духовно-психологическая.

В ней золото и металлы на самом деле представляют собой аллегории внутренних психологических и духовных элементов.

«Неблагородные» металлы означают неочищенные человеческие страсти, желания, мысли, а философское «золото», или «философский камень» — высшее, божественное «Я» человека.

Согласно сакральным традициям, оно в полной мере проявляется в человеческом сознании в состоянии озарения и действительно преображает (хотя бы на время) все остальные человеческие психические свойства и ресурсы.

Человек начинает ощущать, что он соединен со Вселенной и высшими измерениями бытия, что он, по сути, един с ними и что его персональное «Я» есть продолжение высшего бессмертного и совершенного «Я».

Уже говорилось, что алхимией очень серьезно занимался К. Г. Юнг, с которым Ассаджиоли в течение многих лет плотно общался и дружил.

Вполне возможно, что у создателя психосинтеза интерес к алхимии пробудился под влиянием Юнга, хотя в то же время известно, что Ассаджиоли самостоятельно изучал многие системы и учения, где алхимия составляет важнейшую часть.

Так, Ассаджиоли внимательно читал различные герметические тексты, изучал веданту, йогу и буддизм, пытался понять миф о Граале и постепенно пришел к выводу, что алхимия и психология (речь идет о глубинной, трансформационной психологии) имеет множество точек пересечения.

Все это системы, изучая которые невозможно пройти мимо алхимии.

Если внимательно рассмотреть духовно-психологическую практику, предлагаемую Ассаджиоли, то можно увидеть в ней следы глубокого изучения алхимии.

 

Восточная версия психосинтеза о работе с первоэлементами

 

Восточная версия психосинтеза, отталкиваясь от всех этих разработок предшественников, предлагает свою систему реконструированной алхимической психопрактики.

При этом EVP исходит из того, что древнее алхимическое учение о первоэлементах(земля, вода, огонь и воздух) имеет четкий аналог с глубинными психологическими качествами человека, возможно, относящимися к его темпераменту и особенностям мышления.

Земля — это прежде всего устойчивые психологические элементы и качества личности, вода — текучие и пластические, огонь — волевые и целеустремленные, воздух — элементы, быстро распространяющиеся и имеющие отношение к мышлению и когнитивным процессам.

В процессе глубокой внутренней работы человека над собой одни элементы или структуры его психики и сознания вступают в отношения с другими структурами психики и сознания.

Они активно взаимодействует между собой, перемешиваются, изменяются (причем по строгим законам), освобождаются от ненужных элементов и превращаются в более совершенные элементы и соединения.

При этом одна алхимия — это взаимодействие между собой всех горизонтальных психических структур и элементов, а другая, более глубокая, алхимия относится к взаимодействию этих психических элементов (четырех стихий) с высшим «Я».

Строго говоря, восточная версия психосинтеза утверждает, что психология и алхимия имеют реальные точки пересечения, а также  исследует изменения, происходящие с различными психическими элементами на разных уровнях. EVP предлагает определенную психологическую практику, которая стимулирует процессы психосинтеза на уровне ощущений, восприятия, эмоциональных переживаний, мыслительных процессов, актов осознанного внимания, волевых усилий, духовных состояний.

О сенсорном синтезе, обогащающем человеческие переживания, говорят самые разные духовно-психологические учения прошлого: йога, буддизм, суфизм.

Можно приводить множество цитат, свидетельствующих о том, как адепты перечисленных учений применяли специальные практики, соединяющие воедино зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и осязательные ощущения, понимая, что этот синтез имеет духовную природу и возвращает искусственно разделенные сенсорные элементы в состояние изначального единства.

Практическая психология и алхимия получают дополнительный импульс к взаимопроникновению.

Особенно полезно использование алхимических практик для нейтрализации и гармонизации конфликтных переживаний и состояний, происходящих в человеческой психике и сознании.

Эффект, производимый практиками в восточной версии психосинтеза, обеспечивается не только тем, что конфликтные личностные образования и структуры уже на первой стадии синтезирования приводятся к некоему общему знаменателю и становятся подконтрольными новому сознательному «Я».

Дело в разработанных практиках психологии и алхимии, благодаря которым высшее «Я» активно включается в процесс синтезирования.

На последней стадии этой внутренней алхимии самопреобразования человек получает мощный дополнительный импульс, проявляющийся в виде состояния вдохновения, вспышки интуиции или второго дыхания.

Высшее «Я», по сути дела, благословляет новый центр человека на постоянное успешное существование.

Оно выступает в качестве решающего ресурса, без которого внутренняя работа человека по обретению целостности была бы явно незавершенной.

Именно вдохновение или озарение, полученное человеком от высшего «Я», помогает ему завершить гештальт его начинаний.

Если человек, работающий в сфере деятельности, сопряженной с достижением серьезных целей и результатов, ставит перед собой задачу, заходящую за пределы персональной выгоды, и стремится осуществить некую внутреннюю миссию и сверхзадачу, то его психосинтез приобретает все более одухотворенный характер.

Человек, испытывающий мощное, интенсивное вдохновение от своей творческой деятельности, пробуждает в себе не только трансперсональные переживания, а значит, трансперсональное «Я», но и формирует то сознательное духовное «Я», о котором говорил ученик Ассаджиоли, Петро Ферруччи.

В итоге два «Я» сливаются воедино, и человек соединяет тренированную личную интуицию с духовной мудростью, живущей в глубине нас, и то, что называлось интуицией, становится чувствознанием.

Это и есть алхимия и психология в своем глубинном измерении, трансформирующем сознание человека. Знание, понимание и практическое использование ее механизмов очень полезно для человека.

Древние алхимики были первоклассными психологами и хорошо понимали, что человеку для его глубинной трансформации надо пройти через конкретные стадии внутренней работы.

Современная психология только подходит к пониманию этих стадий и закономерностей.

Юнг и Ассаджиоли начали процесс осмысления феномена алхимии  и психологии в их глубинном единстве.

Восточная версия психосинтеза продолжает эту линию и делает попытку осмыслить практические методы алхимии, перенеся их в область практической психологии и психотерапии.

Мы сознаем, что мы в самом начале пути, но «путь в тысячу ли начинается с одного шага» и «дорогу осилит идущий».

 

 

Еще статьи...


Работа над собой